Вверх

Добро пожаловать на сайт Днепропетровской еврейской общины

RSS
  • История города
После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. южные территории Российской империи в административном отношении были разделены между двумя новообразованными губерниями – Новороссийской и Азовской. Возникает необходимость дальнейшего заселения и экономического освоения этих территорий, строительства новых городов, в том числе губернских.

Летом 1775 г. было выбрано место для строительства нового губернского города. Названный в честь императрицы Екатеринославом, он был заложен при впадении речки Кильчень в реку Самару, примерно в восьми верстах от левого берега Днепра. Однако уже в первые годы существования города выявилась невыгодность его местоположения. Все более ясной становилась бесперспективность дальнейшего развития города в этом месте. Вскоре город на Кильчени передал свое имя новому губернскому центру, заложенному на Днепре.

Указом от 30 марта 1783 г. на юге Украины создается новая административно-территориальная единица – Екатеринославское наместничество, объединившее Азовскую и Новороссийскую губернии. 22 января 1784 г. последовал указ «Об учреждении губернского города в Екатеринославском наместничестве под названием Екатеринославля», в котором, в частности, определялось: «Губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лучшей удобности на правой стороне реки Днепра у Койдака». В конце 1784 г. было окончательно определено местоположение Екатеринослава с размещением центра города на высоком, обширном правобережном холме у излучины Днепра против острова Монастырского и казацкой слободы Половицы. Официальное основание города на Днепре состоялось 9 мая 1787 г. В 1789 г. из Кременчуга в Екатеринослав было, наконец, переведено «губернское правление» и он начал функционировать как административный центр наместничества, который включал в себя почти всю Степную Украину (за исключением Крыма и прилегающих территорий).

Население города прибавлялось не только за счет местных жителей, но и многих других народов, как Российской империи, так и из-за границы. Это были немцы, болгары, греки, грузины, армяне, калмыки, немцы, молдаване… В 1793 году сюда устремились и евреи, после второго раздела Польши, когда России достались Белоруссия и Южная Русь, ставшие подданными России. Всем иноземным переселенцам отпущено было из казны на первых порах на вспомоществование 250 000 рублей.

В течение 1790-х годов город развивался медленно. Фабрики удалось открыть только в 1794 г. и в более скромных размерах, чем предусматривалось. Вопрос о создании университета и академии был быстро исключен из рассмотрения. Все это было обусловлено рядом причин. Ушли из жизни инициаторы и вдохновители строительства – в 1791 г. князь Потемкин, а в 1796 г. и Екатерина II. В тех условиях, когда причерноморские города взяли на себя функции промышленных, торговых и культурных центров, степные города не имели значительных перспектив. В сравнении с проектами конца XVIII ст., реальный Екатеринослав существовал в более скромных размерах. Но в течение первой половины XIX ст. создавалась реальная основа для того, чтобы во второй половине XIX ст. Екатеринослав смог развиться до масштабов большого промышленного центра Юга Украины.

Новый этап в жизни города начинается с конца 1850-х гг., а в особенности после реформы 1861 г. и связанных с ней изменений в социально-экономических отношениях. Население города начало быстро расти. Источником пополнения количества жителей Екатеринослава стали в основном крестьяне, которые шли в город на заработки. Если в 1857 г. население города составляло 13217 человек, то на 1865 г. оно составило 22846 человек, то есть выросло на 73%. В 1885 г. Екатеринослав уже имел 46876 жителей. За 20 лет население города удвоилось.

В 1875 г. в городе был построен стационарный грузо-пассажирский порт. В 1881 г. началось строительство железной дороги на правобережье Екатеринослава и моста через Днепр (окончен в 1884 г.). С 1881 г. город стал расти неслыханными темпами. Следующие 10-15 лет полностью изменили не только его вид, но и роль и место в экономической, общественной и политической жизни Украины, Российской империи и мира.

В это время на востоке и на западе от города начались промышленные разработки каменного угля и железной руды. Начиная с 1897 года Южный регион перегнал Урал и вышел на первое место в империи по добычи полезных ископаемых.

В целом о темпах развития промышленности в городе свидетельствуют цифры: если в 1880 г. в нем насчитывалось 49 фабрик и заводов с объемом производства в 1,5 млн. руб. и с числом рабочих – 572, то в 1903 г. их было уже 194, а суммарный объем производства составлял 21,5 млн. руб., число рабочих достигало 10649 человек.

Потребности угольной, железорудной и металлургической промышленности повлекли за собой открытие в 1899 г. Высшего горного училища (с 1912 г. - Горный институт, а сейчас – Национальная горная академия Украины) с двумя отделениями - горным и заводским.

Екатеринослав активно застраивался, становясь интересным с точки зрения архитектуры городом. Главной артерией его был тогда и остается сейчас Проспект. Длина Проспекта составляла около 5 километров, ширина – от 50 до 80 метров. В 1887 году в городе жило русских – 47200 чел., потом по численности шли евреи – 39979, украинцы – 17787, поляки – 3418, немцы – 1438 человек. В городе было 9 иностранных консульств. Среди 1075 иностранных подданных – австро-венгры, немцы, турки, бельгийцы, французы, швейцарцы, персы, греки. Многие из них своими капиталами помогали обустраивать город. Так, бельгиец Г.Е. Камбъе построил здесь первый электрический трамвай. С проведением сети железных дорог и началом работы металлургических заводов город превращается в большой торговый центр по продаже железа и изделий из него. В то же время Екатеринослав был одним из наибольших хлебных рынков юга. Кроме значительного спроса со стороны местных огромных мельниц, миллионы пудов зерна продавались как для внутреннего потребления, так и на экспорт.

1917-1920 годы являются чрезвычайно сложными в истории нашего города. За это время до двух десятков раз в Екатеринославе менялась власть. Именно на эти годы приходится грандиозный излом, который пришлось пережить народам бывшей Российской империи. Разрушалась экономика города, транспорт, коммунальное хозяйство, жилищный фонд, сокращалось население. 30 декабря 1919 г. в Екатеринослав окончательно вступили части Красной армии.

Екатеринослав в начале 1920-х годов, как и вся страна, очутился в состоянии жестокого общественно-политического кризиса, вызванного провалом политики «военного коммунизма» и катастрофическими последствиями мировой и гражданской войн. Лишь «новая экономическая политика» принесла городу значительное облегчение, укрепление его статуса как крупного административного центра и новое название. 20 июля в 1926 году Екатеринослав стал Днепропетровском. В 1932 году Днепропетровск логически стал центром области, в состав которой вошли 4 города и 50 районов.

Одновременно с середины 20-х годов Днепропетровск становится одним из центров индустриализации. К 1940 г. в Днепропетровске насчитывалось 622 предприятия, которые производили продукции на 1096929 тыс. руб. Почти все они были технически реконструированы.

25 августа 1941 года Днепропетровск захвачен немецко-фашистскими войсками. Начиная с сентября 1941 года, нацисты начали уничтожение еврейского населения города. Первый массовый расстрел состоялся в день Симхат Тора в балке Ботанического сада. Днепропетровск был освобожден только после форсирования Днепра советскими войсками в октябре 1943 года. Послевоенное развитие Днепропетровска тесно связано с развитием страны в целом. Город стал одним из главных экономических центров СССР, в котором значительную роль играла военная промышленность, в связи с чем до конца 1980-х годов в Днепропетровск был закрыт въезд иностранцев. С обретением независимости Украиной Днепропетровск занял одно из ведущих мест в экономической и политической жизни молодого государства. Сейчас Днепропетровск – город, во многом определяющий облик современной Украины.

Использованы материалы сайта www.gorod.dp.ua. Подробнее об истории Днепропетровска: http://gorod.dp.ua/history/