Вверх

Добро пожаловать на сайт еврейской общины Днепра

RSS
  • Краткий пасхальный путеводитель
Праздник Песах, продолжающийся восемь дней (в этом году с вечера 10 по вечер 18 апреля) – один из важнейших периодов года, во всяком случае, требующий особой подготовки, тщательности и внимания. Законы подготовки к Песаху весьма детально рассмотрены и расписаны во многих авторитетных книгах и трактатах, а за разъяснениями многочисленных нюансов лучше всего обратиться к квалифицированному и уважаемому раввину. Мы же предлагаем вам лишь общий и краткий «Путеводитель по празднику», подготовленный нашими друзьями и коллегами на ресурсе Федерации Еврейских Общин Украины.
 
Краткий путеводитель по Песаху
 
Песах, праздник Исхода из Египта, в 2017 году отмечается 11 – 18 апреля (Важнейший первый седер – вечером 10 апреля). Его можно назвать временем рождения еврейского народа. В дни Песаха мы отмечаем освобождение от рабства – как физического, так и духовного. Сам праздник продолжается неделю, но подготовка к нему начинается обычно задолго до его наступления.
 
 
Подготовка к празднику
 
Все, что подверглось брожению, вроде заквашенного теста, называется хамец. И его запрещено не только употреблять, но и хранить в своих владениях на протяжении всех дней праздника Песах. Под этот запрет подпадают такие продукты, как хлеб, печенье, макароны, водка, виски, пиво и тому подобное.
Единственный хлебный продукт, разрешенный в Песах, – это маца, которую изготавливают с тщательным соблюдением всех предписаний еврейского закона. В первые два пасхальных вечера есть мацу является обязанностью.
 
Запрет на употребление хамец наступает утром, еще накануне праздника. По закону, хамец в дни Песаха запрещен в любом количестве, поэтому нельзя употреблять никакие продукты, смеси и напитки, если они содержат хотя бы частичку хамец. Нельзя не только есть, но и пользоваться продуктами, содержащими хамец, например, мучным клейстером.
 
Самый надежный способ избежать невольного нарушения запрета – приобретать для Песаха продукты с надписью Kosher for Passover и печатью раввина. К празднику можно купить вино, коньяк и напитки из винограда, любые мясные и молочные продукты, многочисленные приправы и безалкогольные напитки при условии, что на них стоит печать раввина и отметка Kosher for Passover.
 
Посуда, обычно употребляемая весь год, впитывает хамец, и, естественно, ее нельзя использовать на Песах без специальной очистки. Лучше всего приобрести отдельную пасхальную посуду. Если же у вас нет специальной посуды на Песах, вы можете очистить повседневную по особому предписанию. Чтобы избежать ошибки, обратитесь к раввину. Следует, однако, помнить, что очищение (кашерование) лучше провести за несколько дней до Песах, а не в канун его.
 
 
Продажа хамец
 
Перед Песахом уполномочивают местного раввина продать нееврею запасы продуктов, содержащих хамец, которыми запрещено владеть в дни Песаха, но уничтожение которых нежелательно, а также посуду, которой пользуются в течение всего года. Все эти вещи складывают дома в отдельном месте и закрывают на все дни праздника. Продающий подписывает документ, уполномочивающий раввина совершить продажу. На основании этого документа раввин продает нееврею все означенные продукты и предметы.
 
После восьми дней праздника Песах раввин откупает все проданное. Только в этом случае можно снова пользоваться после Песаха продуктами и посудой, которые были проданы на дни праздника.
 
В Днепре работает пункт продажи хамеца в фойе Центральной синагоги «Золотая Роза» каждый день с 10:00 до 17:30.
 
 
Поиски и сжигание хамец
 
За день до праздника (в 2017 г. – 9 апреля), с наступлением вечера проводят символическую процедуру поиска хамец. Поиск по традиции осуществляет глава семьи, держа в руках зажженную восковую свечу, и пером птицы подбирая всякие завалявшиеся крошки. Обычно к этому времени уже весь хамец собран, а все необходимое для еды в этот вечер и на следующее утро (канун праздника) убрано в специальное место. Поэтому в разных, заранее известных местах обычно оставляют десять твердых крошек хамец (каждая завернута в бумагу) с тем, чтобы поиск хамец оказался небезуспешным.
 
Перед началом поиска хозяин произносит специальное благословение:
Борух Ато А-дой-ной Э-лой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидэшону Бэмицвойсов Вэцивону Аль Биур Хомейц.
 
Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Аль Биур Хамец.
(«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам уничтожить хамец»).
 
Должны быть обследованы все жилые помещения, куда в течение года мог быть занесен хамец. Обыскивают также кладовки, погреба, чердаки, гаражи и автомобили. Следует тщательно проверить все потаенные места: дыры, трещины, промежутки между тяжелой мебелью, стенами и полом, щели в полу и стенах и т.п.
 
Сразу после окончания «поиска» необходимо отречься в сердце своем от оставшихся ненайденными частиц хамец и произнести:
«Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне месте, чего я не приметил и не устранил, и неизвестное мне, пусть будет считаться, как ничто, и никому не принадлежащее, как земная пыль».
 
Найденный во время поиска хамец (вместе с пером и остатком свечки) следует положить в деревянную ложку, завернуть в бумагу, завязать и положить в надежном месте и на виду так, чтобы, с одной стороны, он не был утерян, а с другой – не был забыт и сожжен назавтра утром.
 
 
Канун Песаха
 
В канун Песаха разрешается есть хамец только в течение первой трети дня. После окончания времени, когда можно есть хамец, в течение еще одного часа еще можно продавать его неевреям и/или уничтожить.
 
В день перед наступлением первого вечера праздника (то есть – утром 10 апреля), примерно через час после окончания срока, до которого разрешено есть хамец, остатки завтрака и пакетик с крошками, припрятанный со вчерашнего вечера, сжигают на костре. При этом хозяин мысленно полностью отказывается от каких-либо прав на хамец, который может найтись после обряда уничтожения хамец, и произносит:
«Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне месте, видимое мною и невидимое, замеченное мною и незамеченное, устраненное мною и не устраненное, пусть будет считаться, как ничто, и никому не принадлежащее, как земная пыль».
 
К концу вышеозначенного часа никакого хамеца не должно остаться в еврейском владении. Хамец, найденный после этого, уже нельзя продавать, и он подлежит немедленному уничтожению.
 
По традиции, первенцы-мужчины постятся в канун праздника. Если старший сын не достиг еще совершеннолетия, поститься должен его отец. Т.к. этот пост носит лишь характер памятного, то участие в трапезе, посвященной какому-то религиозному торжеству, освобождает первенцев от поста. Обычно в синагогах приурочивают к этому дню торжества, посвященные окончанию какого-либо трактата Талмуда, и приглашают первенцев принять в них участие.
 
 
Праздничные свечи
 
Перед наступлением Песаха зажигают праздничные свечи, подобно зажиганию субботних свечей.
 
Седер
Пасхальный Седер – наиболее торжественный и значительный среди всех еврейских обрядов. Его проводят в первый и во второй вечер праздника (10 и 11 апреля в 2017 г.), в Израиле – только в первый. Обычаи Седера содержат в себе глубокий смысл. Каждый еврей должен осознавать, что обычаи эти священны, и выполнять их нужно, не пренебрегая никакими, даже мельчайшими деталями.
 
Основные заповеди и обычаи Седера:
-     рассказывать о выходе из Египта;
-     есть мацу;
-     есть марор (горькую зелень);
-     выпить четыре бокала вина или виноградного сока;
-     есть мацу вместе с марором («корех»);
-     закончить трапезу мацой («афикоман»).
 
Нельзя начинать Седер раньше выхода звезд, однако стоит заранее накрыть стол и подготовить все необходимое.
 
Дети – главные участники Седера! Тора несколько раз подчеркивает, что рассказ о выходе из Египта предназначен в первую очередь для детей. Для того чтобы дети не заснули и не устали, стоит уложить их спать днем, а во время Седера, в особенности во время самого рассказа – дать им орехов или другое лакомство.
 
 
Дни праздника
 
Праздник Песах продолжается восемь дней (в Израиле – семь). На третий день (в Израиле – на второй) начинаются т.н. «будни праздника» – полупраздничные дни, называемые Холь а-Моэд. Заключительные два дня – седьмой и восьмой – являются праздничными (в Израиле – только последний день). В эти дни, как и в первые два дня, запрещена любая работа, и огонь зажигать можно лишь от уже горящего огня.
 
На восьмой день праздника во время утренней молитвы произносят поминальную молитву Изкор.
 
По хасидской традиции, заведенной еще Баал-Шем-Товом, в последний день Песаха устраивают специальную «трапезу Мошиаха» – едят мацу и пьют четыре бокала вина.
 
Больше материалов по подготовке к Песаху, духоподъемные истории и поучительное видео также можно найти на сайте ФЕОУ