Вверх

Добро пожаловать на сайт Днепропетровской еврейской общины

RSS
  • Пост первенцев начнется на рассвете
Ранним утром понедельника, 10 апреля, начинается пост первенцев (в Днепре время начала поста – 4:18 утра). Он продолжается весь световой день, вплоть до первого седера, который состоится в понедельник вечером, с наступлением 15 числа весеннего месяца нисана.
 
У поста первенцев есть обычаи, которые отличаются в разных общинах. Как сообщил нашему сайту глава департамента кашрута раввин Элиша Барам, согласно обычаям, принятым в Днепропетровской общине, постятся те, кто является первенцем, как у своей матери, так и у своего отца.
 
Сайт www.chassidus.ru приводит такую информации о значении «поста первенцев» и об обычаях его проведения в разных общинах.
«Во всех общинах Израиля с давних времен существует обычай, согласно которому первенцы постятся в канун Песаха – в память о чуде, спасшем их от казни, поразившей всех первенцев Египта. Вообще говоря, этот пост следовало бы устраивать в годовщину чуда, то есть 15-го Нисана – ведь первенцы Египта были поражены в ночь 15-го Нисана. Однако, 15-е Нисана – это праздничный день, первый день Песаха, а в праздник посты не устраиваются. Кроме того, следует помнить, что первенцы Израиля в Египте были спасены потому, что они смирились перед Вс-вышним и признали Его власть над всем миром, в то время как египтяне до самого конца продолжали утверждать, что мир принадлежит им. Поэтому пост первенцев 14-го Нисана напоминает о том, как первенцы Израиля в Египте склонились в этот день перед Вс-вышним и признали Его власть – тем более что всякий, кто изнуряет свою плоть постом, смиряет свое сердце перед Создателем.
 
В разных общинах с этим постом связаны разные обычаи. Согласно одному мнению, поститься в этот день должны все первенцы – те, кто является первенцем у своего отца, и те, кто является первенцем у матери, – как мужчины, так и женщины. Более того, если в семье нет ни одного первенца, должен поститься старший в доме, ибо в Египте не было ни одного дома, в котором не нашлось бы умершего, и если в доме не было первенцев, умирал глава семьи. Поэтому не было и еврейского дома, который миновало бы спасительное чудо, которое мы и отмечаем постом. Согласно другому мнению, поститься должны только настоящие первенцы-мужчины. В большинстве общин распространился обычай, в соответствии с которым постятся только первенцы-мужчины, однако первенцем считается любой мужчина, родившимся первым у своей матери, даже если его рождению предшествовал выкидыш.
 
Принято, что отец (даже если он не является первенцем) постится вместо своего малолетнего сына-первенца.
 
Отец-первенец, постящийся вместо своего сына-первенца, исполняет обычай за обоих, и его пост засчитывается за два. Однако существует мнение, согласно которому этого мало, и в таком случае должна поститься и мать ребенка.
 
Если мальчик-первенец родился после полуночи 14-го Нисана, за него в этом году не постятся, так как и в Египте, дети египтян, родившиеся после полуночи 14-го Нисана, не умирали. Существует мнение, что поститься следует только за мальчиков-первенцев, которым исполнилось тридцать дней до наступления Песаха, ибо не может пост первенцев, который, в конце концов, всего лишь распространенный обычай, быть более всеобщим, чем заповедь выкупа первенцев, предписанная непосредственно Торой, которая исполняется только после того, как ребенку минет тридцать дней.
 
Если канун Песаха приходится на субботу, пост первенцев переносится на четверг (но не на пятницу, ибо на этот день вообще не принято переносить посты). Однако если канун Песаха выпадает на пятницу, пост не переносится. Впрочем, существует мнение, что пост первенцев вообще не переносится – то есть если канун Песаха приходится на субботу, он отменяется.
 
Существуют и другие, смягчающие этот пост, исключения: так, невзирая на пост, не отменяются праздничные трапезы, предписанные законом (сеудат-мицва), сопутствующие церемонии обрезания или завершению изучения Трактата Талмуда (сеудат-сиюм). В позднейшие времена во многих общинах распространился обычай устраивать в синагогах сразу после завершения утренней молитвы сеудат-сиюм, в которой участвуют все первенцы общины. Тем самым они заканчивают пост и могут есть в течение дня.
 
Если десять постящихся первенцев молятся вместе, шалиах цибур, ведущий молитву, должен вставить отрывок Анейну в благословение Шомеа тфила, как в дни других общественных постов. Но, по мнению некоторых авторитетов, эту вставку делать не следует, так как не принято устраивать общественные посты в Нисане».