Вверх

Добро пожаловать на сайт еврейской общины Днепра

RSS
  • Дни завершения Песаха
Сегодня вечером начинается седьмой день праздника Песах, который, как и следующий за ним восьмой день, является особенным и носит статус Йом-Тов. Два праздничных дня у нас потому, что мы живем вне пределов Святой Земли, в Эрец Исраэль статусом праздника обладает только последний день.
 
Седьмой и восьмой дни Песаха являются кульминацией пасхальной недели, ибо обретение Свободы не происходит одномоментно, а является особым процессом, который во времена Исхода начался выходом из земли Египетской, а завершился переходом Чермного моря. Именно в ночь на седьмой день Песаха Вс-вышний совершил чудо рассечения моря, а утром сыны Израиля пели гимн в честь этого чуда (Шмот, 14:21 -15:19), поэтому теперь в синагогах читают «Шират гаям» («Песнь у моря»), которую все слушают стоя.
 
В завершающие дни Песаха следует веселиться больше, чем во все остальные дни этого праздника. В ночь на седьмой день Песаха принято бодрствовать и изучать Тору.
 
Внимание! В последний день Песаха читают молитву «Изкор» – поминовение душ умерших.
 
В Днепропетровске чтение «Изкор» состоится 18 апреля в 11:30.
 
Тот, у кого оба родителя живы, на время чтения этой молитвы выходит из синагоги. Принято, что в течение первого года после смерти отца или матери сын во время чтения молитвы «Изкор» остается в синагоге, но саму молитву не читает.
 
В последнем дне праздника Песах присутствуют два несоответствия, более того, две противоположности. С одной стороны – это единственный праздник, в который не произносят благословение «Шегехеяну», но в то же время, радость и веселье последнего дня Песаха больше, чем в любой другой день этого праздника.
 
Объяснение этому дал Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон.  Он объяснил, что в первый день Песаха евреи празднуют то, что Вс-вышний вывел их из Египта, а последний день Песаха – это праздник, в честь будущего Освобождения. Таким образом, первый день Песаха относится к прошлому, а последний день – к будущему. Это является также объяснением того, что Баал Шем Тов устраивал третью трапезу в последний день Песаха и называл ее «трапезой Машиаха».
 
Можно предположить, что делал так он из-за того, что в «афтаре» последнего дня Песаха идет речь о Машиахе, однако это не может быть причиной для устроения третьей трапезы хотя бы потому, что «афтара» читается утром, перед второй праздничной трапезой. Но если вдуматься, то надо признать, что и «афтара» на тему Машиаха, и особая третья трапеза имеют одну и ту же причину. Она заключается в том, что внутренний смысл последнего дня Песаха связан с Машиахом, и поэтому Баал Шем Тов, которому были открыты самые глубокие секреты Торы, установил в последний день Песаха устраивать «трапезу Машиаха».
 
И так как последний день Песаха напрямую связан с Машиахом, то большая часть хасидских лекций, которые давали все главы ХаБаДа в этот день, связана с Освобождением и Машиахом.
 
Несмотря на то, что в последний день Песаха радость евреев очень велика, в этот день не произносят благословение «Шегехеяну». Потому что это благословение мы произносим только на нечто ощущаемое телом и сердцем, то есть то, смысл чего понятен и виден нашим глазам. А так как наша радость о будущем Освобождении, которого в данный момент не видно, то благословлять «Шегехеяну» нельзя.
 
Мы желаем всем читателям нашего сайта веселого и кошерного завершения праздника Песах, и пусть наше Освобождение станет полным и окончательным, и да удостоимся мы встретить приход праведного Машиаха!
 
Хаг кошер ве самеах!