Вверх

Добро пожаловать на сайт Днепропетровской еврейской общины

RSS
  • Сегодня празднуем Песах Шени или Второй Песах
Впервые второй Песах соблюдался на второй год после выхода народа Израиля из Египта. Когда подошел Песах, многие мужчины были «нечисты», потому что они несли останки Иосифа из Египта в Землю Обетованную. Они не имели права приносить пасхальные жертвы с остальными людьми в должное время. Тогда они пришли к Моше и спросили его, как им быть, ведь им тоже хотелось порадоваться празднику Песах. Именно тогда Б-г дал нам закон о Песах Шени.
 
В Торе о Песахе Шени сказано: «…человек, который находился в состоянии таме или был в дороге, может отпраздновать Песах через месяц после праздника Песах, на четырнадцатый день второго месяца (ияра) может он праздновать Песах…» (книга Бамидбар, гл. 9, ст. 9-11). Разумеется, это возможно исключительно во времена, когда у нас есть Храм, и основную часть празднования Песаха составляет пасхальное приношение в Храме.
 
Известно высказывание шестого Любавического Ребе, рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона о том, что Песах Шени учит нас тому, что нельзя отчаиваться, все можно исправить, нет ничего непоправимого.
 
Хотя в наше время мы не можем приносить пасхальные жертвы, потому что Храм разрушен, и законы чистоты не применяются, мы отмечаем Песах Шени, исключая Таханун (покаянную молитву) из молитвенных служб этого дня. Согласно обычаю, в этот день едят мацу (желательно, чтобы это была маца-шмура), при этом обычный хлеб не запрещен.
 
Существует вопрос – почему запрещено исполнение заповедей Песаха сразу же после очищения, почему нужно ждать целый месяц? Ребе Цемах-Цедек объясняет так: в служении Вс-вышнему есть два больших этапа: «сторониться зла» и «творить добро». Без первого невозможно второе.
 
Первой ступени посвящен месяц Нисан – время исхода из Египта. Евреи не просто шли, а бежали из Египта, чтобы как можно быстрее отделиться от той духовной нечистоты, под воздействием которой находились столько лет. Пасхальная жертва, принесенная накануне Исхода, была важной частью этого этапа.
 
В следующем месяце, Ияре, евреи уже достаточно очищены, чтобы творить добро. Теперь они готовятся к принятию Торы в день праздника Шавуот. Говоря на языке учения хасидизма, в первый месяц происходит «иткафья» – подавление и подчинение зла, живущего в душе, а во второй – «итхафха», превращение его в добро. Это отражается в Галахе: в первый, «главный» Песах, на столе только маца, а хамец под запретом. В Песах Шени мы едим и мацу, и хамец, который нашим служением перевоплощен в добро.
 
Многие видят в даровании, через год после Исхода, возможностей Песаха Шени не как одно из императивных повелений Вс-вышнего, но как ответ, данный Свыше на жалобу евреев, лишенных возможности принести Пасхальную жертву из-за того, что они заботились о мертвом, знак того, что искреннее желание людей совершить тшуву и исполнять заповеди может изменить законы физического мира, в том числе и анизотропность времени.
 
С использованием сайта www.ru.chabad.org