Вверх

Добро пожаловать на сайт еврейской общины Днепра

RSS
  • В среду будет день Гошана Раба, последний из «Грозных дней»
Последний, пятый день Холь а-Моэд Суккот имеет особое название и особое значение – Гошана Раба еврейская традиция даже сравнивает с Йом Кипуром.
 
Еврейская традиция придает этому дню особый смысл. Он считается последним из «Грозных дней» – днем, когда на небесах окончательно утверждается приговор каждому из нас (поэтому принято в этот день выражать такое пожелание своим родным и друзьям: «Доброго решения!» или, на идише, а гут квитл!).
 
Какое отношение Гошана Раба имеет к «Грозным дням»? Наши мудрецы сообщают предание о том, что этот день – подарок, который Вс-вышний преподнес нашему праотцу Аврааму, сказав: «Я – единственный, и ты – единственный. Я дарю тебе особый день, в который будут искупаться грехи всех твоих потомков. Если они добьются их искупления в Рош А Шана – что может быть лучше! Если же нет — есть еще Йом Кипур. Если же и в Йом Кипур они не искупят свои грехи – Я дарю вам еще день, Гошана Раба!»
 
Возникает новый вопрос: какая связь существует между этим днем и Авраамом? Но дело в том, что Авраам принадлежал к 21-му поколению от Адама: десять поколений – от Адама до Ноаха, и еще 10 – от Ноаха до Авраама. Только Авраам, в 21-м поколении от Адама, узнал своего Творца, стал бороться с идолопоклонством и распространять по миру веру в единого Б-га. В честь Авраама 21-й день месяца тишрей, Гошана Раба, дарован его потомкам как последняя возможность в новом году искупить свои прежние грехи и открыть новую страницу в жизни.
 
«Кицур Шулхан Арух» сообщает: «В ночь перед этим днем принято бодрствовать и заниматься изучением Торы (как и что изучают – напечатано в Махзорах), поскольку в дни праздника Вс-вышний выносит постановление о количестве дождей, который выпадут в этот год, и от этого зависит сама жизнь людей; день же Гошана Раба – это последний день праздника, от которого зависит приговор».
 
Наиболее зримое отличие, выделяющее этот день из всех дней года – это хибут аарава, битье о землю пучками ивовых прутьев. По обычаю, каждый должен поднять в этот день специально для этого предназначенные ивовые ветви, в дополнение к ивовым ветвям, входящим в состав «четырех видов растений».  Обычай хибут аарава введен последними из пророков – Хагаем, Зхарьей и Малахи. Поскольку об этом обычае не упоминается в Пятикнижии, мы не произносим никакого благословения.
 
«Кицур Шулхан Арух» так рассказывает об этом: «Не следует поднимать эти ивовые ветви вместе с лулавом. Делают же так: когда доходят до отрывка «Откликнись верным...», кладут лулав и этрог и берут эти ивовые ветви, поскольку именно здесь начинают молиться о воде. После завершения Гошанот покачивают этими ивовыми ветвями, а потом бьют ими о землю пять раз, и этого достаточно, даже если листья не опали. После того как побили ветвями о землю, не следует оставлять ветви на земле, чтобы не позорить то, что было предназначено для заповеди. И хорошо было бы спрятать их до Песаха, а тогда бросить их в огонь, на котором будут печь мацу, чтобы выполнить правило: вещь, с помощью которой была выполнена одна заповедь, следует использовать для выполнения другой заповеди».
 
В этот день «биму» обходят не один раз, как в предыдущие дни Холь а-Моэд, а семь раз, распевая молитвы «Гошана». В Храме в этот день тоже обходили жертвенник семь раз – в этом принимал участие весь приходивший в Храм народ, держа в руках «арбаа миним».
 
В этот день к праздничному веселью примешивается настроение «Грозных дней». В ночь на Гошана Раба принято собираться в синагогах и читать особые молитвы, которые называются «Тикун лейль Гошана Раба». Читают всю книгу Дварим и всю книгу Тегилим.
 
Когда открывают «арон кодеш», вся община перечисляет «13 образов Б-жественного милосердия» и прочитывает молитву «Властелин мира» – как в «Грозные дни». Эхо «Грозных дней» звучит также, когда хазан берет в руки свиток Торы: он провозглашает: «Един Б-г наш, велик Властелин наш, свято и грозно имя Его!»
 
И «Мусаф» в этот день имеет особенность, отличающую его от остальных дней Холь а-Моэд: в «Кидуше» говорят: «Короной увенчают Тебя, Г-сподь…» – как в субботы и праздники.
 
 
С использованием материалов  www.toldot.ru