Вверх

Добро пожаловать на сайт еврейской общины Днепра

RSS
  • Шмини Ацерет и Симхат Тора
За пределами Эрец Израэль праздник Суккот заключают два праздничных дня и всем очевидно, что это два отдельных праздника: Шмини Ацерет и Симхат Тора. Но и в Земле Израиля, хотя оба эти праздника отмечаются одновременно в один день – 22 тишрей, но, тем не менее – праздники эти разные, имеют различное значение и законы.
 
В этом году Шмини Ацерет начинается вечером в среду, 11 октября, а Симхат Тора – вечером в четверг, 12 октября. В этом материале, основанном на публикациях сайта «Хасидус.Ру», мы постараемся чуть более развернуто, чем обычно, рассказать о каждом из них и их основных моментах.
 
 
Шмини Ацерет
 
Шмини Ацерет является самостоятельным праздником. Мы не сидим в «суке», мы не берем «арба миним», мы произносим благословение «Шегехеяну» во время зажигания свечей и при совершении «Кидуша» после «Маарива». И тем не менее, Шмини Ацерет является своего рода завершением праздника Суккот и, кстати, по той же причине Шавуот называется иногда Ацерет: он тоже как бы завершает собой Песах.
 
Тора говорит о Шмини-Ацерет в книге Ваикра (гл. 23): «Семь дней приносите огнепалимую жертву для Г-спода, в восьмой день священное собрание да будет у вас и приносите огнепалимую жертву для Г-спода. Это – собрание праздничное [ацерет] – никакой работы не совершайте». И еще раз в книге Бемидбар (гл. 29) напоминается о том же: «В день восьмой праздничное собрание [ацерет] да будет у вас – никакой работы не совершайте и приносите всесожжение, огнепалимую жертву для Г-спода, доставляющую Ему особое наслаждение...»
 
Согласно тому, что было сказано раньше о значении слова ацерет, ясно, что оно выражает любовь Вс-вышнего к Своему народу. А мидраш добавляет: Вс-вышний хотел, чтобы у каждого месяца года был праздник. Нисану Он подарил Песах, ияру – Песах-Шейни, сивану – Шавуот. Однако следующий месяц, тамуз, был тем месяцем, в котором народ Израиля согрешил, создав золотого тельца, и в котором из-за этого были разбиты Скрижали завета. Поэтому тамузу Вс-вышний не дал праздника и настолько разгневался, что и следующие два месяца – ав и элул – тоже лишил праздников. Но чтобы компенсировать пробел, те праздники, которые предназначались  этим месяцам, Вс-вышний отдал месяцу тишрей: Рош А Шана, предназначавшийся первоначально тамузу, Йом Кипур, предназначавшийся аву, Суккот, предназначавшийся элулу. Но тогда где же собственный праздник месяца тишрей? Ему был дан Шмини Ацерет – его собственный праздник.
 
Вечером после наступления Шмини Ацерет в синагогах устраивают «акафот» – танцы со Свитками Торы.
 
 
«Изкор» – поминовение душ
 
В утренней молитве Шмини Ацерет, после чтения Торы, перед «Мусафом», принято молиться о душах умерших и брать на себя обещание выделить деньги на цдаку в память о них. Это делается в Йом Кипур, Шмини Ацерет, последний день Песаха и в Шавуот. Молящиеся называют имена своих умерших родных, а те, чьи родители живы, выходят на это время из синагоги.
 
Казалось бы, что связывает поминовение душ умерших с днем праздника? Однако наша традиция велит нам именно в моменты душевного подъема обращаться к тому, что вызывает скорбь. «В крови своей живи», – сказал пророк Йехезкель. То есть в самый момент кризиса умей находить в своей душе источник оптимизма, свет надежды. То, что мы можем веселиться, куплено ценой крови, ценой многих жизней.
 
 
Молитва о дожде
 
В Шмини Ацерет в «Мусафе» впервые начинают просить у Вс-вышнего дождь. Сначала в молитве шепотом молящиеся говорят «заставляющий дуть ветер и лить дождь» вместо «посылающий росу». Затем, когда хазан приступает к повторению «Амиды», открывают «арон кодеш», и вся община вслед за хазаном молится о дожде, упоминая Аврагама, Ицхака, Яакова, Моше, Агарона и двенадцать колен Израиля, ради которых просят Вс-вышнего открыть сокровищницы дождя: «Вспомни праотца, который тянулся вслед за Тобой, как вода» – это Аврагам; «Вспомни рожденного после сказанного вестникам: пусть принесут немного воды» – это Ицхак; «Вспомни перешедшего с посохом воды Иордана» – это Яаков; «Вспомни извлеченного из папирусного ларца, из воды» – это Моше; «Вспомни первосвященника, пять раз окунающегося в воды» – это Агарон; «Вспомни двенадцать колен, которые провел Ты между разверзшихся вод» – это двенадцать колен Израиля, перешедших море при исходе из Египта.
 
Хазан заканчивает «Молитву о дожде», провозглашая: «Ибо Ты – Г-сподь, Б-г наш, заставляющий дуть ветер и лить дождь!».
 
Затем он произносит три благословения: «...для благословения, а не для проклятья; для жизни – а не для смерти; для сытости – а не для голода», а община на каждое из них отвечает: «амен!».
 
Симхат Тора
 
Об этом празднике Тора не упоминает, но Галаха предписывает: «...празднуют день окончания чтения Торы». По обычаю в этот день мы совершаем «акафот» – праздничное кружение вокруг «бимы» в синагоге. «Акафот» устраивают вечером, после «Маарива», и утром, после чтения «Галеля».
 
Как известно, Тора разделена на 54 главы, которые читают в синагогах так, чтобы в течение года прочесть все пять книг Торы. День окончания чтения Свитка Торы, 23 тишрей (или 22 тишрей в пределах Земли Израиля) – праздник, известный под именем Симхат Тора («Радость Торы»).
 
Разумеется, на самом деле изучение Торы никогда не заканчивается: в тот самый день, когда завершают чтение Свитка Торы, его перематывают и начинают читать сначала – с первых слов главы Берейшит, с Сотворения мира, и открывается новый годовой цикл ее чтения.
 
 
Чтение Сефер Тора – «Хатан Тора» и «Хатан Берейшит»
 
Особая заповедь – вызвать в этот день к Торе всех, кто приходит в синагогу. Тем самым мы выполняем слова Торы: «Тора, заповеданная нам Моше, – наследие общины Яакова» (Дварим, 33). Вся община Яакова приняла Тору, и поэтому каждый еврей имеет на нее все права, и на каждого еврея она возлагает одинаковые обязанности. Мудрецы говорят: «читай не мораша («наследие» – потому что Тора не переходит «по наследству», но достается лишь тем, кто изучает ее), а меораса («обрученная»)». Это значит, что каждый еврей должен ухаживать за Торой так же, как ухаживал бы за девушкой, которую любит, и прилагать все силы для того, чтобы добиться ее взаимности. Поэтому принято тех, кого удостаивают чести заканчивать цикл чтения Торы и открывать новый, называть хатан Тора («жених Торы») и хатан Берейшит («жених Сотворения»).
 
Не только взрослых вызывают в Симхат Тора к чтению Торы, вызывают и детей. Их накрывают одним «талитом», как бы объединяя в одно целое, и после чтения принято говорить им то благословение, которым когда-то Яаков наградил своих внуков Эфраима и Менаше: «Вс-вышний, посылавший Своего ангела, спасавшего меня от всех бед, да благословит этих юношей и наречет их именем моим и именами моих отцов, Аврагама и Ицхака, и да расплодятся они на земле, подобно рыбам в море».
 
В этот день из «арон кодеш» вынимают три свитка Торы: первый – для прочтения последней недельной главы Торы до самого конца ее, после чего все провозглашают: Хазак хазак венитхазек! («Крепись, крепись, и мы будем крепкими!»). Для того, чтобы каждый из присутствующих получил возможность подняться к Торе, этот раздел многократно повторяют – но не весь, а именно до слов «и в гордости Своей небеса».
 
Затем вызывают «жениха Торы» – обычно раввина или другого уважаемого человека, известного своими познаниями в Торе, и тогда доводят чтение Торы до конца – причем вся община слушает чтение стоя. «И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, с которым Г-сподь говорил лицом к лицу, совершившего подобное всем знаменьям и чудесам, которые Г-сподь послал его совершить в Египте для фараона, и всех его слуг, и для всей страны; подобное сильной руке и каждому диву великому, которые совершил Моше на глазах всего Израиля».
 
После возгласа «Хазак хазак венитхазек», Тору поднимают иначе, чем в течение всего года: три столбца текста, видные на развороте свитка, обращают не в сторону того, кто поднимает Тору, а в сторону общины, и обращают по очереди во все стороны – чтобы осуществить слова Торы «на глазах всего Израиля».
 
Затем берут другой свиток и вызывают «жениха Сотворения» – тоже раввина или уважаемого всеми члена общины. Над головами тех, кто стоит на «биме», разворачивают «талит» словно «хупу» и начинают читать Тору с самого начала – до окончания рассказа о сотворении мира и о первой субботе. В конце каждого из отрывков, посвященных отдельным дням Творения, принято хором заканчивать: «И был вечер, и было утро – день такой-то». Также и заключительные стихи от слов «И завершены были небеса и земля» (начало гл. 2-й) произносят все молящиеся, а чтец Торы повторяет за ними «Хаци-кадиш» – и открывают третий свиток Торы, откуда зачитывают «мафтир» – из книги Бемидбар, гл. 29-я, где перечисляются жертвоприношения этого дня: «В восьмой день...»
 
«Гафтара» этого дня взята из книги пророка Йегошуа, гл. 1-я, которая является непосредственным продолжением того, чем заканчивается Пятикнижие: после смерти Моше главой народа становится его ученик, продолжатель дела его, Йегошуа бин Нун.
 
 
Акафот
 
В Симхат Тора в синагоге устраивают «акафот» – семь обходов вокруг «бимы». Из «арон кодеш» вынимаю» все свитки Торы, которые имеются в синагоге – даже те, в которых есть какой-либо дефект, и они поэтому непригодны для публичного чтения. Есть обычай оставлять в опустевшем «арон кодеш» зажженную свечу – чтобы он не оставался пуст и темен (как сказано: «Свеча – мицва, и Тора – свет»).
 
Хазан возглавляет шествие, держа в руках свиток Торы и громко распевая особые молитвы, сопровождающие акафот. В них выражается мольба ко Вс-вышнему услышать молитвы народа Израиля и послать ему помощь и успех во всех его делах. Дети тоже могут принимать участие в акафот – например, держа в руках маленькие игрушечные свитки Торы.
 
После каждого обхода «бимы» все, кто находятся в синагоге, танцуют, держа в руках свитки Торы. Танцам, песням и веселью нет предела.
 
«Благословение и прощение, которых жаждут в Дни Трепета и о которых просят Вс-могущего торжественной молитвой и глубоким раскаянием, – сказал однажды Шестой Любавичский Ребе, Йосиф Ицхак Шнеерсон, – могут быть достигнуты в Симхат Тора радостью, весельем и танцами».
 
Любопытно, что в Земле Израиля, где Шмини Ацерет и Симхат Тора проходят в один день, принято устраивать дополнительные «акафот» еще и после исхода праздника – так называемые «вторые акафот». Израильтяне объясняют это тем, что они так выражают свою солидарность с евреями, живущими в странах рассеяния и начинающими праздновать Симхат Тора как раз в это время. На «вторые акафот» обычно собирается множество народа, принято приглашать на них также оркестры и музыкальные ансамбли – ибо в Израиле после исхода праздника уже завершено действие запретов «йом тов».
 
С использованием материалов http://chassidus.ru.