Вверх

Добро пожаловать на сайт еврейской общины Днепра

RSS
  • Сегодня вечером начинается Дидан Ноцах или «День святых еврейских книг»
Сегодня вечером наступает 5 тевета, день, объявленный Седьмым Любавическим Ребе Менахемом-Менделом Шнеерсоном «Днем Святых еврейских книг», или, как его еще называют, день «Дидан Ноцах». Он установлен в память о решении американского суда относительно той части «библиотеки Шнеерсона», которая была вывезена из Европы в Соединенные Штаты Америки. (Другая часть многострадальной библиотеки до сих пор незаконно удерживается российскими властями, несмотря на многочисленные судебные решения о ее принадлежности Любавическим хасидам).

История же «Дидан Ноцах» относится к концу 1986 – началу 1987 года и она связана с борьбой хасидов за сохранение уникального собрания еврейских книг. Вот как описывает эту историю популярный интернет-ресурс www.moshiach.ru: «Это случилось в 1986 году, когда начался суд о возврате книг из библиотеки 6-го Любавического Ребе – рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона. По удивительному стечению обстоятельств «Суд над книгами» начался как раз в тот день, когда хасиды всего мира отмечают праздник Освобождения Алтер Ребе из Петропавловской крепости, то есть 19 кислева, в день, ставший днем торжества и победы всего хасидского движения. Именно в этот день, когда была решена судьба 1-го Любавического Ребе и всего движения, началось рассмотрение дела о дальнейшей судьбе «Библиотеки Шнеерсона».

Это была вторая часть многострадальной библиотеки, которую удалось вывезти из России. Первая, как известно, осталась в Советском Союзе, и до сих пор пылится в запасниках Румянцевской (бывшей «Ленинской») библиотеки. Однако судьба тех книг, которые избежали «национализации» (а, попросту говоря, не были жульническим образом «присвоены» советской властью), тоже сложилась не вполне благополучно.

На них предъявили свои претензии «наследники» рабби Йосеф-Ицхака. Один из них утверждал, что книги принадлежат ему, так как он является единственным наследником предыдущего Ребе.

Но поскольку Америка, в отличие от России, действительно демократическая страна, в которой иногда, все-таки, можно добиться справедливости через суд, то руководство любавической организации «Агудас Хасидей Хабад» подало иск о возврате святых книг их законному владельцу.

Рассмотрение дела началось в конце 1986 году, продолжалось около трех недель и завершилось в начале 1987 года, когда федеральный судья Чарльз Сифтон огласил свой приговор, который занял 40 страниц. Он гласил (перевод не дословный): «После внимательного рассмотрения всех документов, представленных обеими сторонами, я прихожу к заключению, что данная библиотека не может считаться частным имуществом Любавического Ребе (6-го Любавического Ребе, рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона), а является достоянием всей хасидской общины. Поэтому на нее не распространяются права наследства, и она должна быть передана в распоряжение организации «Агудас Хасидей Хабад», которая является представителем Любавического движения».

Это известие пришло 5 Тевета, и этот день стал днем праздника и веселья, днем победы света хасидизма над силами тьмы, когда наша взяла – «Дидан ноцах!» Эти слова (דידן נצח) означают «наша победа» или «наша взяла». Источник этих слов – мидраш (Ваикра Раба, гл. 30:2), где говорится о том, что в Рош а-Шана мы не знаем, кто побеждает, но и когда евреи выходят с лулавами и этрогами в руках, то мы знаем, что евреи побеждают. Этими словами называют еврейский праздник победы».

Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон провозгласил этот день «Днем Святых еврейских книг» и призвал всех евреев приобретать издания Торы, Танаха, Сидура, Тегелим, экземпляры книги «Тания» и так далее. В одной из бесед Ребе объяснил, что возвращение украденных книг подобно возвращению пленников – а это одна из важнейших заповедей Иудаизма. Мало того, книги в магазинах, которые долго лежат на полках не могут распространять, находящийся в них духовный свет, потому и приобретение, также может быть уподоблено выкупу пленных. Тот, кто покупает святые книги, не просто делает важное приобретение для своего дома – он способствует освобождению других пленных – и людей, и книг. В этот день принято покупать новые книги и изучать их, а также начинать изучение Мишны для приближения Освобождения, однако, так как в этом году «Дидан Ноцах», приходится на Субботу, книги следует приобретать до или сразу после этого дня.