Вверх

Добро пожаловать на сайт еврейской общины Днепра

RSS
  • «Спорящие о «проблеме Иерусалима», не знают фактов» – мнение известного философа и публициста Александра Осовцова
Вопрос об Иерусалиме и официальной позиции украинского МИДа по вопросу его статуса в последнее время активно обсуждается не только в многочисленных публикациях медиа, но и среди «властителей дум» – писателей, философов, гражданских активистов и публицистов.
 
Позицию ведущей украинской еврейской структуры «Ассоциации еврейский общин и организаций – Ваад Украины», в формате заявления президиума Ваада, можно прочитать тут, а мы предлагаем ознакомиться с текстом Александра Осовцова – одного из видных современных философов и мыслителей, известного публициста и общественного деятеля, в котором он предельно точно и кратко проанализировал юридические аспекты проблем.
 
Александр Осовцов написал:

«В многочисленных спорах об Иерусалиме в последнее время выяснилось, как обычно, что многие спорящие понятия не имеют о фактической стороне дела. Особенно меня изумили частые попытки провести аналогию между Иерусалимом и Крымом, упоминаемые также и официальными дипломатическими представителями, в частности, украинскими.
 
Вопрос с Крымом совершенно понятен – Украина признана всеми странами мира, включая РФ, в границах 1991-го года, что подтверждено многочисленными договорами, в том числе прямо гарантирующими Украине территориальную целостность и неприкосновенность границ, подписанными первыми лицами многих стран, включая опять же РФ. Таким образом, аннексия, совершенная путинским режимом, есть вероломное нарушение, прежде всего, собственных обязательств и законодательства РФ, а также международного права.
 
Ситуация с Иерусалимом гораздо сложнее. Я постараюсь рассуждать не как еврей и израильтянин, а как юрист. Резолюция ГА ООН О разделе Палестины от 1947-го года предусматривала особый международный статус Иерусалима под управлением ООН. Израиль с этим согласился, арабские страны резолюцию отвергли и начали войну. В результате боевых действий западная часть города осталась в руках Израиля, а восточная со Старым городом и всеми святынями трех мировых религий – у Иордании (тогда – Трансиордании). Обе страны продолжали претендовать на весь Иерусалим, Израиль провозгласил его своей столицей. Иордания объявила об аннексии Иерусалима (и западного берега Иордана, то есть Иудеи и Самарии) и назвала его своей «второй столицей». ООН иорданской аннексии не признала, признали ее только две страны – Великобритания и Пакистан, и все. Тем более это не было признано Израилем. Эта ситуация сохранялась до Шестидневной войны. Попутно напомню, что в это время евреи были полностью изгнаны из иорданской части Иерусалима, еврейский квартал Старого города был разрушен до фундаментов, а у Западной стены (Стены Плача) была устроена мусорная свалка.
 
В июне 1967-го года, уже во время боевых действий с Египтом и Сирией, правительство Израиля через международных посредников сообщило королю Иордании, что если Иордания сохранит нейтралитет, то Израиль не нарушит линию разграничения с Иорданией. То есть если бы король Иордании принял это мирное предложение, то Восточный Иерусалим остался бы в руках Иордании. Но король ответил, что его самолеты уже на пути к Тель-Авиву, и иорданская армия открыла огонь и попыталась начать наступление. Долететь до Тель-Авива иорданским самолетам была не судьба, а наступление иорданской армии закончилось за Иорданом. Израиль объявил о своем суверенитете над Иерусалимом и провозгласил весь город своей столицей. При этом не было ни депортаций арабского населения, ни попыток нарушить деятельность мусульманских культовых объектов – Храмовой горой и сегодня управляет мусульманский совет, что бы ни думали об этом соблюдающие евреи.
 
Да, ООН и большинство стран мира израильского суверенитета над Иерусалимом не признали. Но только ряд мусульманских стран считают Иерусалим принадлежащим непризнанному Палестинскому государству, большинство стран настаивает на решении его судьбы в ходе прямых переговоров между сторонами конфликта, которые то идут, то прерываются, и прерываются в основном как раз арабами. Как, например, сейчас – из-за заявления Трампа. Как будто без Трампа переговоры невозможны. В основном вслед за ЕС немусульманские государства полагают статус Иерусалима «отдельным отложенным вопросом».
 
Напомню также, что в 2000-м году премьер-министр Израиля Эуд Барак предлагал мирный план, который предусматривал передачу будущему Палестинскому арабскому государству большей части восточного Иерусалима. Это предложение даже не стало предметом серьезного обсуждения, ответом на него была кровавая «интифада Аль-Акса».
 
Таким образом, Израиль не нарушил ни одного собственного обязательства, более того, многократно делал различные мирные предложения, которые могли стать, но не по его вине не стали предметом серьезных переговоров. Да, ООН не признает израильский суверенитет над Иерусалимом, но и не утверждает наличие над ним никакого иного суверенитета. Так что нет никаких аналогий между Иерусалимом и Крымом или какой-либо иной спорной территорией.
 
А закончу я уже как еврей и израильтянин.
Мы ждали нашего Иерусалима две тысячи лет. За это время он принадлежал римлянам, византийцам, арабам, крестоносцам, туркам, англичанам. Мы дождались, теперь он наш. И нам теперь гораздо спокойнее ждать, когда это будет признано. Резолюции ООН – важная вещь, но и их порой отменяют, как это уже было про сионизм как форму фашизма. Правда, гораздо приятнее ждать резолюции, имея Иерусалим, чем ждать Иерусалима, имея резолюцию, как это уже было после Резолюции Сан-Ремо, в 1920-м году отдавшей будущему еврейскому государству всю тогдашнюю Палестину, то есть плюс к нынешнему Израилю еще и нынешнюю Иорданию, и Палестинскую автономию заодно. Мы подождем здесь, в Иерусалиме, с пониманием того, что если кто-то считает, что мы тут – не по праву и не по правде, то каждый имеет право ошибаться. А если кто захочет нам показать, что Иерусалим – не наша столица, то пусть попытается прийти сюда и доказать это».