Вверх

Добро пожаловать на сайт еврейской общины Днепра

RSS
  • Сегодня – День рождения Ханы Шнеерсон
Сегодня в еврейских общинах всего мира начинают отмечать 138-ю годовщину со Дня Рождения праведной Ханы Шнеерсон, матери Седьмого Любавического Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона и супруги Главного раввина Екатеринослава-Днепропетровска в 1909-1939 годах Леви-Ицхака Шнеерсона.
 
Беспримерный духовный подвиг этой женщины только недавно начал раскрываться в полном объеме. Важным источником сведений о судьбе семьи Шнеерсон стали ее «Воспоминания», рукописный текст которых был обнаружен несколько лет назад. Их публикация стала большим событием (перевод на русский язык есть на нашем сайте в разделе «Тексты»). 
 
Имя ее праведного супруга ныне носят многие еврейские институции, в том числе и еврейская школа Днепра, а в честь ее великого сына названы улицы во многих украинских городах, в том числе – и в нашем городе. В честь самой ребецн Ханы названы МГПИ «Бейт Хана» и женский клуб общины. Не только в Днепре, но и во всем мире, память об этой женщине, ставшей символом еврейского мужества и противостояния советскому режиму, свято чтится, и в ее честь называют сотни тысяч еврейских девочек, а также многие образовательные и благотворительные учреждения.
 
Мы приводим краткую биографию ребецн Ханы основанную на  изложении Шмула Соминского.
 
«Ребецн Хана Шнеерсон родилась 28 Тевета 5640 (12 января 1880) года в городе Николаеве. Ее родителями были рабби Меир-Шломо Яновский, занимавший место раввина города Николаева, и ребецн Рахель, дочь рабби Ицхака Пушнича, раввина города Добренка.

Тринадцатого Сивана 5660 (10 июня 1900) года она вышла замуж за рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. В 5669 (1909) году рабби Леви-Ицхак занял пост раввина города Екатеринослава (так в те часы назывался Днепр). На протяжении тридцати лет исполнения им должности раввина Екатеринослава ребецн стояла с ним рядом в его святой работе. В дополнение к тому, что ребецн была сведуща в книгах и была образованной женщиной, она хорошо владела русским языком, понимала людей и умела с ними общаться. Этим она внесла немалый вклад в успех своего мужа-раввина и воздействие его на евреев Екатеринослава.
 
В 5699 (1939) году рабби Леви-Ицхак был арестован за его активные действия по укреплению иудаизма в советской России. Вскоре он был осужден на длительную ссылку в далеком и жутком месте Чиили (ныне название изменено - Шиелі или Shieli)– отдаленный поселок городского типа в Казахстане. Сразу после того, как ребецн стало известно о местонахождении ее мужа, она присоединилась к нему, невзирая на трудности и опасность, связанные с этим. Прибыв в Чиили, она сумела облегчить бесчисленные беды и мучения, выпавшие на долю мужа.
 
В нечеловеческих условиях ссылки ребецн Хана сама, своими руками, изготовляла самодельные чернила, доставала бумагу для того, чтобы дать ему возможность записывать удивительные открытия в Торе (эти записи увидели свет лишь спустя тридцать лет). В 1944 году душа рабби Леви-Ицхака покинула материальный мир.
 
В 5707 (1946) году настал конец и ее скитаниям. Ребецн Хана отправилась из России в Париж, где ее встречал первый сын, зять Шестого Ребе ХаБаДа, будущий Седьмой Любавический Ребе, с которым ребецн не виделась более двадцати лет. Из Парижа оба направились в Нью-Йорк, где для ребецн начался новый, счастливый период жизни.
 
В Бруклине ребецн прожила семнадцать последних лет своей жизни. Она ушла из мира в святую Субботу 6 Тишрея 5725 (1964) года и была похоронена в Нью-Йорке. В память о ребецн во всем мире были основаны еврейские образовательные учреждения, получившие название «Бейт Хана» и «Махон Хана». Ребе учредил в память о своей матери фонд «Керен Хана» для оказания материальной помощи молодым женщинам, желающим продолжить занятия Торой.
 
6 Тишрея 5746 (1985) года Ребе сказал: «Несмотря на все трудности и беспокойства повседневной жизни, (моя мать) взяла на себя дополнительную заботу – заботу о том, чтобы сделать возможным публикацию Торы отца моего – учителя моего и моего рава, чтобы многие из евреев могли изучать его объяснения внутренних идей Торы в свете хасидизма ХаБаД. И все это для того, чтобы приблизить истинное и полное освобождение Мошиахом, праведником нашим, зависящее от распространения источников Торы наружу!..».
 
С использованием материалов www.moshiach.ru.