Со среды, 5 нисана, в холле Центральной синагоги «Золотая Роза» начал работу пункт, в котором можно оформить продажу хамеца на период праздника Песах, согласно всем требования еврейского закона.
Пункт работает каждый день, кроме субботы, до следующей среды, 12 нисана (20 апреля) включительно. Время работы пункта – с 10:00 до 17:00 часов.
Днепропетровская еврейская община и наш сайт рекомендует не затягивать, и провести оформление продажи хамеца, не откладывая это на последний день.
Обратите внимание – 20 апреля, ровно в 17:00, в этом пункте будут завершены все операции, связанные с продажей хамеца!
Ответственным за продажу хамеца в холле Центральной синагоги «Золотая Роза» является Залман Бухиник, к которому следует обращаться по всем вопросам.
Внимание! В течение всего праздника Песах (с 22 апреля по 30 апреля) еврею нельзя не только вкушать хамец, но и владеть им в какой-либо форме! Избавиться от владения им надо ДО наступления праздника!
Запрет для любого еврея не только использовать, но даже хранить или владеть хамецом, очень строг, и является прямой заповедью Торы. Процедура «продажи хамеца» на время Песаха является юридическим актом и строго регламентирована соответствующими установлениями. Вот, что пишет об этом Элиягу Ки-Тов в «Книге нашего наследия» (перевод с иврита А. Этермана, Иерусалим, 1991).
«Тот, кто владеет большим количеством хамеца и не хочет уничтожать его перед Песах, поскольку понес бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею, составив соответствующий документ о продаже, и оставить хамец в доме. В таком случае он не нарушает заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться», поскольку находящийся в его владении хамец принадлежит нееврею. Однако он должен собрать весь этот хамец в строго определенном хранилище и передать это хранилище нееврею с тем, чтобы оно принадлежало ему до тех пор, пока он не заберет приобретенный им хамец после завершения Песаха. Это должно быть укромное и четко определенное место, чтобы никто из домочадцев не мог по ошибке войти туда и забрать часть хамеца. Договор о продаже хамеца должен включать следующие условия:
1. Продавец уступает покупателю весь свой хамец по установленной цене;
2. Продавец получает определенный задаток (денежный или иной), и с этого момента хамец становится собственностью покупателя;
3. Покупатель обязуется прийти к продавцу на исходе Песаха, заплатить остаток оговоренной суммы и вступить во владение хамецем;
4. Стороны соглашаются, что если покупатель не выполнит предыдущее условие, то есть не придет к покупателю на исходе Песаха и не заплатит остаток полной цены, хамец в определенный час вновь переходит в собственность продавца.
Запрещается аннулировать заключенную сделку изначально. Тот, кто совершает такую продажу, не нарушает заповеди Торы, так как его бывший хамец в течение всего праздника находится во владении нееврея. Хотя, в принципе, совершенно ясно, что нееврей не выполнит третий пункт договора, то есть не явится на исходе праздника, не заплатит остаток оговоренной суммы и не заберет хамец, продавец должен в момент продажи искренне рассматривать его как окончательную, реальную и необратимую.
Ведь все купли-продажи завершаются не иначе, как в сознании человека, и приобретенные предметы переходят из собственности одного человека в собственность другого после того, как они мысленно одобряют эту перемену. Другими словами, человек перестает быть владельцем проданной вещи лишь после того, как решает для себя, что с этого момента она принадлежит другому. Если же сделка сопровождалась реальным действием – вручением денег, передачей проданного предмета новому владельцу и т.д., – то это действие в дополнение к мысленному одобрению сделки создает законченную и полную операцию купли-продажи. В случае, если продажа хамеца нееврею совершается с выполнением всех этих условий, Тора рассматривает ее как полностью совершившуюся, и продавец-еврей, в доме которого находится этот хамец в Песах, не нарушает заповеди. Поэтому если, например, проданные виды хамеца подорожают и покупатель-нееврей придет в указанный срок для того, чтобы завершить сделку, еврей должен выполнить все ее условия, если же он воспротивится этому – покупатель имеет право отнять купленный хамец по закону Торы. Продажу хамеца нееврею можно осуществить при посредстве специально назначенного представителя. В наше время принято продавать весь свой хамец представителю бейт-дина (еврейского суда) – каждый, имеющий хамец для продажи, является в бейт-дин и передает ему права на хамец и на место, в котором он собран, с тем, чтобы бейт-дин продал хамец всей общины нееврею на условиях, которые сам установит. Такая сделка является абсолютно законной согласно законам Торы о купле-продаже.
Продажу хамеца нееврею можно совершить до тех пор, пока этим хамецем разрешено пользоваться еврею, то есть до конца пятого солнечного часа 14-го Нисана. Тот, кто пропустил этот час, уже не может продать свой хамец, поскольку он больше ему не принадлежит. Более того, если он и попытается осуществить такую сделку после конца пятого солнечного часа, она не будет иметь силу. В таком случае он должен уничтожить весь свой хамец, даже если это приведет к большим убыткам – нет никакого другого способа предотвратить нарушение заповедей».
Самый лучший и соответствующий путь избавления от хамеца – правильно оформить акт поручения о продаже и собственноручно подписать его, поручив тем самым выполнить все необходимые действия, в строгом соответствии с законами Торы, в порядке, установленном рабби Шнеуром-Залманом из Ляд, что в Днепропетровске можно сделать специально организованном пункте продажи хамеца в холле Центральной синагоги «Золотая Роза».