Сегодня, 9 адара, исполняется 85 лет со дня прибытия Шестого Любавического Ребе Иосифа-Ицхака Шнеерсона в Соединенные Штаты Америки, что стало поворотным пунктом в истории развития современного еврейского движения.
Об этом историческом событии существуют многие рассказы и свидетельства, ибо известно, что пароход, на котором Ребе приплыл в Америку (это морское путешествие продолжалось 12 дней), пришел в нью-йоркский порт накануне, в понедельник, 8 числа второго месяца адар 5700 года (тогда это было 18 марта), но он прибыл в 18:00, а согласно тогдашним законам, пассажирам судна, прибывающего в Нью-Йоркский порт позднее 4 часов дня, не разрешалось спускаться на берег до утра следующего дня. Именно поэтому Ребе вступил землю Нового Света утром во вторник, 9 числа второго Адара 5700 года, и тысячи людей пришли в порт для того, чтобы встретить Ребе РАЯЦ. Когда показался спускающийся с судна Ребе, толпа разразилась криком «Шолом Алейхем!», а многие произнесли также благословение «Шеэхеяну».
Посланцы всех американских еврейских организаций явились встретить Ребе. Даже мэр города Нью-Йорк отправил на эту встречу своего официального представителя. После короткой встречи в зале порта Ребе РАЯЦ отправился в гостиницу «Грейстаун» в Манхэттен. Там Ребе поселился в начале своего пребывания в США.
На вечере, организованном в честь его приезда в тот день, Ребе сказал: «Начинают с благословения. Благодарение Вс-вышнему, благословенному, за то, что спас нас и вывел нас из теснины на простор… Мне очень неприятно мешать сердечному веселью здесь присутствующих и нарушать собственное сердечное веселье, но великая боль наших братьев и сестер, томящихся немилосердно, не дает мне покоя… Крик братьев наших и сестер, а в особенности многочисленных учеников иешив Польши, преследует меня в каждом месте и в каждое время. И не могу я дать покоя душе своей, пока не поможет Вс-вышний, благословенный, и не вызволят их…».
Глава нашего поколения Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон так описал значение этого дня в еврейской истории: «9 Адара – это тот день, когда переехал центр хасидизма ХаБаД из верхней половины земного шара в нижнюю, с приездом предыдущего Ребе, моего тестя, главы поколения, в США на постоянное место проживания… Известно его высказывание, что «в нижней половине земного шара не происходило Дарования Торы в раскрытом виде», и отсюда понятно, какая великая новость произошла с приездом Предыдущего Ребе 9 Адара в США, – ибо именно в нижней половине земного шара стал находиться центр хасидизма ХаБаД, внутренней Торы – «души Торы». (Исваадус, 5750 г. (1990 г), том 2, стр. 343). И за счет этого произошло подобное тому в отношении идеи Освобождения, что происходит Истинное Освобождение, Вечная Геула, после которой не будет изгнания, для «вечного народа», за счет полноты раскрытия «вечной Торы», – как и открытой, (так) и внутренней Торы, таким образом, что это «одна Тора». (Исваадус, 5750 г. (1990 г), том 2, стр. 345)».
Американское гражданство Шестой Любавический ребе принял через девять лет, 16 адара 5709 года. На некогда популярном сайте Yeshiva.ru так описывает эти события: «В четверг, 16 адара, в час пополудни, в «Севен Севенти», здание, расположенное в доме №770 по Истерн-Парквей, в квартале Краун Хайтц, в районе Бруклин города Нью-Йорк, которое было приобретено Шестым Ребе и которое стало его «синагогой, иешивой и домом добрых дел», прибыла специальная юридическая делегация правительства США. Ребе РАЯЦ принял их одетый в шелковую капоту и штраймл (то есть в субботние одежды). По правую его руку стоял его зять, раби Менахем-Мендел Шнеерсон.
После приветствия, обращенного к членам делегации, Ребе РАЯЦ сказал: «Про настоящую ситуацию говорится в Мидраше, что когда отец наш Авроом получил приказ: «Иди себе из земли твоей, с родины твоей, и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе», – «В час, когда… проходил по Арам-Наараим… увидел, что едят они и пьют… Сказал [Авроом:] «Только бы не было мне удела в этой земле!» Когда достиг он Сулма-Шел-Цур, увидел, что заняты они прополкой… и мотыжением… Сказал [Авроом:] «Только бы был у меня удел в этой земле!» Сказал ему Святой, благословен Он: «Потомству твоему отдам Я землю эту»». Подобно этому, в нашем случае: после всех хождений и скитаний из места в место, из государства в государство, – нынче, по воле Провидения, нашел я место, годное для того, чтобы оттуда получало руководство распространение еврейства и «распространение источников наружу», – здесь, в Америке».
После беседы Ребе РАЯЦ подписал различные документы, необходимые для принятия гражданства. В завершение встречи, которая продолжалась около получаса, Ребе РАЯЦ попрощался с членами делегации и другими с улыбкой и обменявшись с ними рукопожатиями.
Глава нашего поколения Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон сказал по этому поводу: «В Конгрессе приняли специальный закон, для того чтобы мой учитель, мой тесть, Ребе, мог принять гражданство, [находясь] в собственном доме. Поскольку, когда глава поколения нуждается в чем-то, по этому поводу издаются отдельные законы».
В те годы Америка ощущала себя, как впрочем, и сейчас, чуть ли не главной страной мира. Американские евреи разделяли это заблуждение, считая, что их страна имеет особые преимущества перед другими странами Галута. Шестой Любавический Ребе развеял это заблуждение, сказав после приезда в США: «Америка из нит андерш!» – «Америка ничем не отличается от других стран». Тогда трудно было себе представить, что в Америке еврейские семьи смогут продолжить образ жизни, принятый в местечках Восточной Европы, что дети снова пойдут в хедеры и иешивы, что вырастет новое поколение, не стыдящееся своего происхождения, продолжающее «золотую цепь» поколений.
Одна из уловок злого начала, «йецер а-ра» – нашептывать еврейской душе: «Тора, традиции – это прекрасно. Но времена меняются, не всегда и не везде есть место для традиционного еврейского образа жизни».
Ребе РАЯЦ и до приезда в Америку сталкивался с этой разрушительной для еврейства идеей. Большевики начали выкорчевывать духовные корни русского еврейства, закрывать синагоги и преследовать всех, кто занимался религиозной деятельностью. Раби Иосиф-Ицхак стал Любавическим Ребе в 1920 году. В те дни «разумные евреи» полагали единственно возможным путем национального спасения линию уступок и ублажения властей. Этому самоубийственному прагматизму раби противопоставил стратегию наступления еврейского духа. Он открыл (в двадцатые годы!) десятки иешив и синагог, микв и распределительных точек кошерной пищи. В 1927 году Ребе РАЯЦ был приговорен к высшей мере наказания, которая была последовательно заменена судом сначала на десять лет ссылки на Соловки, на три года ссылки в Кострому, а затем – на депортацию из СССР.
Не были ли усилия Ребе напрасными? Ведь в тридцатые годы были закрыты основанные им иешивы, а их ученики заключены в лагеря.
Но то, что происходит сейчас в странах бывшего СССР, то, что произошло в Америке за последние пять десятилетий – прямой результат подхода Ребе к вопросу о месте еврея в мире.
Он посеял зерна самоотверженности, научил людей видеть: нет места и нет обстоятельств, где еврей не мог бы идти дорогой предков, нет власти, которая в состоянии отнять у нас Тору, если мы сами не выпустим ее из рук. Ничто не может остановить еврея, который знает, для чего живет!