Вверх

Добро пожаловать на сайт еврейской общины Днепра

RSS
  • Завтра – пост Эстер!
В этом году пост Эстер (Таанит Эстер) будет проходить в четверг, 9 марта.
 
Как известно, день поста, называемого «пост Эстер», введен в честь трехдневного поста, объявленного царицей Эстер во времена царя Ахашвероша (Атаксеркса), когда разворачивались события, описанные в Мегилат Эстер.
   
Время поста (для Днепра): 9 марта, с 4:32 утра до 18:07 вечера.
 
Знаменитый кодекс еврейских практических законов «Кицур шулхан Арух» (в главе 141-й - «Законы чтения Мегилы») об этом обычае говорит так:
 
«В дни Мордехая и Эстер собрались евреи вместе тринадцатого числа месяца Адар, чтобы защитить свои жизни и отомстить своим врагам, и должны они были просить милости у Б-га, да будет благословенно Его имя, чтобы Он помог им. И, как мы знаем, евреи, когда должны были воевать, постились, чтобы Б-г помог им. И также учитель наш Моше, да пребудет мир на нем, в день, когда евреи воевали с Амалекитянами, постился.
 
А если так, то, разумеется, и в дни Мордехая и Эстер евреи тринадцатого Адара постились; и поэтому все евреи приняли на себя обязанность устраивать в этот день общественный пост, который назвали «постом Эстер», чтобы напоминать себе, что Творец, да будет благословенно Его имя, видит и слышит молитву каждого в час его бедствия, если он будет поститься и вернется к служению Б-гу всем сердцем, как сделали отцы наши в те дни.
 
Тем не менее, этот пост не так обязателен, как четыре общественных поста, упомянутых в Писании (см. глава 121); и поэтому можно разрешать не поститься в этот день тем, кому это необходимо, например, беременным и кормящим, или даже тому, у кого немного болят глаза — если они сильно страдают от поста, им можно не поститься. И то же относится к роженице в первые тридцать дней после родов (Роженица не должна поститься, даже если она не страдает. Относительно беременных и кормящих, которые не страдают от поста, наши мудрецы спорят, и все зависит от местного обычая).
 
И также молодой муж все семь дней своего свадебного пиршества не должен поститься. И все вышеперечисленные должны будут «выплатить» пропущенный пост потом.
 
Но обычные здоровые люди не должны отделяться от общины (и пренебрегать общественным постом). Даже если человек в пути и поститься ему тяжело, тем не менее, он обязан поститься.
 
О значении и символизме поста Эстер написано много. Вот, что писал об этом журнал «Лехаим» в статье Евгения Левина «Пост накануне праздника».
 
«Некоторые полагают, что евреи постятся в этот день потому, что именно в это время Мордехай и Эстер объявили пост в персидской столице Шушане. Это, однако, неверно. Согласно Талмуду, Эстер постилась с 13 по 15 нисана, то есть во время праздника Песах (Вавилонский Талмуд, Мегила, 15а). Поэтому поститься в тот же день, что и персидские евреи во времена Ахашвероша, с точки зрения Алахи попросту невозможно.
 
Первое в еврейской классической литературе указание на обычай поститься накануне Пурима появляется в трактате «Софрим» (одном из так называемых «малых трактатов» Талмуда). По словам анонимного автора, накануне Пурима мудрецы Страны Израиля соблюдали трехдневный пост – в память об Эстер, которая молилась три дня подряд, прежде чем отправиться к царю Ахашверошу (Эстер, 4:15). Правда, в отличие от царицы, они постились не трое суток подряд, а три дневных поста, то есть только в светлое время суток – поскольку провести в жарком климате 72 часа без еды и питья опасно для здоровья или даже жизни (Софрим, 21:1).
 
Уже в эпоху гаонов трехдневный пост сменился однодневным. Однако к этому времени постились не только мудрецы, но и все остальные евреи.
 
В еврейской литературе есть два объяснения тому, почему мы постимся именно 13 адара. По мнению Рамбама, этот пост был установлен в память о трехдневном посте Мордехая и Эстер накануне визита царицы к Ахашверошу: «Весь еврейский народ придерживается обычая поститься 13 адара, в память о посте во времена Амана, как сказано: "Чтобы они твердо наблюдали эти дни Пурим в свое время, какое уставил о них Мордехай и царица Эстер, и как они сами назначали их для себя и для детей своих, дни поста и плача” (Эстер, 9:31)» (Мишне Тора, Законы поста, 5:5).
 
Логика Рамбама в данном случае вполне понятна. В книге Эстер дословно сказано: не «в дни поста», а «в дни постов» (цомот). Следовательно, рассуждал Рамбам, речь идет не об однодневном, но о многодневном посте. А единственный многодневный пост, непосредственно упомянутый в книге Эстер, – пост 14–16 нисана.
 
Другое объяснение предложил известный испанский раввин Абударгам-Давид бен Йосеф (конец ХIV века, Испания, Севилья). По его мнению, пост накануне Пурима не мог быть установлен в память о посте царицы Эстер – поскольку, во-первых, мы, в отличие от нее, постимся всего один день, а не трое суток, а во-вторых, тот пост, как уже говорилось, был в месяце нисан, во время праздника Песах. Следовательно, рассуждал Абударгам-Давид, пост 13 адара должен иметь иное происхождение: «Этот пост был установлен в соответствии со следующими словами Писания: «Иудеи же, которые в Шушане, собирались в тринадцатый день «месяца адар» (Эстер, 9:18)». «Собирались» – для совместного поста».
 
Идея поститься накануне боя может показаться странной. Однако следует помнить, что, согласно книге Эстер, Аман, главный враг евреев, был потомком последнего амалекитянского царя Агага (Эстер, 3:1). А согласно еврейской традиции, во время первой войны с амалекитянами, случившейся вскоре после Исхода (когда амалекитяне беспричинно напали на евреев), Моше, Йеошуа и другие еврейские лидеры так же постились – дабы подчеркнуть, что уповают не столько на силу оружия, сколько на помощь свыше (см., к примеру, Раши на Шмот, 17:8).
 
В еврейской литературе есть немало возражений против этого объяснения. Главное из них сводится к тому, что пост 13 адара в книге Эстер не упомянут, поэтому предположение, будто евреи в этот день постились, – не более чем догадка. Тем не менее, именно это обоснование вошло в «Кицур Шульхан арух»: «В дни Мордехая и Эстер собрались евреи вместе тринадцатого числа месяца адар, чтобы защитить свои жизни и отомстить своим врагам, и должны они были просить милости у Пресвятого, да будет благословенно Его имя, чтобы Он помог им. И как мы знаем, евреи, когда должны были воевать, постились, чтобы Всевышний помог им. И также учитель наш Моше, да пребудет мир на нем, в день, когда евреи воевали с амалекитянами, постился. А если так, то, разумеется, и в дни Мордехая и Эстер евреи тринадцатого адара постились; и поэтому все евреи приняли на себя обязанность устраивать в этот день общественный пост» (Кицур Шульхан арух, 141:1).
 
Объяснение, предложенное Абударгамом-Давидом, содержит очень важный урок. Царица Эстер постилась в тот момент, когда Аман пользовался неограниченным влиянием в государстве, и, казалось, что у евреев нет никаких надежд на спасение. В такой ситуации совершенно естественно, если человек обращается к Всевышнему за помощью. Однако 13 адара ситуация была принципиально иной. Аман уже был казнен, Мордехай стал первым министром, царь повелел «сатрапам, начальникам и правителям областей от Индии до Эфиопии, ста двадцати семи областей» не мешать евреям расправиться со своими врагами, на многих неевреев «напал страх пред иудеями». Казалось бы, победа была обеспечена. Однако Абударгам-Давид напоминает: даже в столь выигрышной ситуации еврей не должен полагаться только на себя – следует просить Всевышнего о помощи и заступничестве. (В скобках заметим, что это может быть полезным не только с религиозной, но и с психологической точки зрения, поскольку позволит избавиться от излишней самонадеянности, не раз приводившей к поражению).
 
Несколько слов о законах и обычаях Таанит Эстер, Поста Эстер. Поскольку этот пост не упоминается в Писании, то его законы гораздо более мягкие, нежели в другие траурные дни. В частности, от него освобождены беременные и кормящие женщины, больные и даже те, кому трудно поститься из-за тяжелой работы (Кицур Шульхан арух, 141:2).
 
В средневековом Провансе и Германии многие евреи жаловались, что им трудно выдержать Таанит Эстер. Чтобы «облегчить им жизнь», местные раввины (соответственно Раавад и рав Моше Иссерлин) разрешили начинать читать Мегилу еще до наступления темноты. Это решение оказалось неожиданно актуальным в ХХ веке, когда в 1947 году англичане ввели в Иерусалиме комендантский час, угрожая стрелять в каждого, кто выйдет из дома с наступлением темноты. Памятуя о средневековом прецеденте, рав Овадья Йосеф, к которому обратились с вопросом, что же делать, разрешил читать Мегилу еще засветло.
 
Обычно, если пост выпадает на субботу, его переносят на следующий день. Однако с Таанит Эстер это невозможно, так как 14 адара – праздник Пурим. Поэтому если 13 адара выпадает на субботу, то, поскольку в этот день поститься нельзя, пост переносится на предыдущий четверг, 11 адара.
Во многих общинах существует обычай давать в Пост Эстер специальную цдаку (пожертвование) – три монеты достоинством в половину местной денежной единицы. Этот обычай напоминает о половине шекеля – специальном «налоге» в пользу Храма, который собирали, начиная с новомесячья адара. Как правильно вести себя в том случае, когда половина денежной единицы ничтожно мала, следует выяснить у местного раввина.
 
Несмотря на то, что Таанит Эстер – день поста, уже во время молитвы минха многие приходят в синагогу в праздничной, субботней одежде. Объяснить этот обычай просто: многие, придя на минху, остаются в синагоге до начала праздника Пурим и, естественно, хотят встретить его в торжественном виде.
 
И в заключение еще об одном событии, которое произошло 13 адара. Согласно «Сефер Таанит», именно в этот день Йеуда Маккаби одержал одну из своих самых громких побед – над армией сирийского военачальника Никанора. Несмотря на подавляющее численное превосходство греков – 20 тыс. против 6 тыс., евреи «побили врагов более девяти тысяч, и еще большую часть Никанорова войска оставили раненными и изувеченными, и всех принудили бежать (Маккавеев II, 8:24). Поэтому в эпоху Второго храма 13 адара считался одним из дней, когда не назначают общественного поста.
 
После того как все политические достижения Хасмонеев были утрачены, исчез и повод считать 13 адара торжественным днем. Однако в будущем этот день вновь станет днем радости и веселья. Как пишет Рамбам, «Все посты отменятся в Дни Машиаха, и они станут днями радости и веселья» (Мишне Тора, Законы Поста, 5:19). Правда, Рамбам в данном случае имеет в виду посты, упомянутые еще в Писании, – 10 тевета, 17 тамуза, 9 ава, 3 тишрея. Однако кто знает – вдруг этот закон распространится и на Таанит Эстер».
 
О значении и духовном смысле этого поста есть и другие мнения. Мы предлагаем нашим читателям эссе раввина Ури Калюжного на эту тему:
 
«Когда говорят о посте, у многих (например, у меня) возникает ассоциация с людьми, сидящими на земле в горестных позах, с плачем и стенанием. Чувство это, конечно же, навеяно известными картинами, посвященными 9-му Ава — дню, когда все мы действительно скорбим о разрушенном Храме, галуте и, заодно, обо всех остальных неприятностях.
 
Вот почему каждый год, когда приближается Таанит (Пост) Эстер, я чувствую некое недоумение: «Тут-то о чем горевать?». Вроде бы, история Пурима закончилась хорошо, и, вообще, как известно, сказали Мудрецы, что с наступлением месяца Адар нужно наполнить время радостью. К чему же тут плач и молитвы? Давайте попробуем разобраться.
 
Таанит Эстер очень отличается от остальных еврейских постов. В Талмуде он вообще явно не упоминается. Только день 13 Адара почему-то называется «днем собрания всех». И уже гораздо более поздние комментаторы объясняют, что в том году, когда происходили события свитка Эстер, 13-го Адара, тот самый решающий день, когда евреи собрались и уничтожили врагов своих, был объявлен днем поста и все, кто не могли выйти с оружием обыкновенным, собрались в синагоге и обратились к оружию традиционно-еврейскому — молитве. И Всевышний помог — мы победили. И почему-то с этого года возник обычай поста и молитвы в день 13-го Адара.
 
Кажется, что определяющей чертой этого дня является то, что «собираются все», как написано в Талмуде, а пост является только механизмом, собирающим людей вместе.
 
Я сам стал тому свидетелем — в фирме, где я работаю, есть много религиозных людей. В обычные дни все молятся в разное время, в нескольких местах. Только в день поста, из-за чтения Торы, все собираются в одном месте. А в предыдущий пост — 10-го тевета — миньян вечерней молитвы насчитывал несколько сот человек.
 
Однако, мы еще далеки от полного понимания. Например, почему этот пост называется постом Эстер? Хронология событий Свитка Эстер примерно такова:
 
В начале месяца Нисан Аман получил разрешение уничтожить, חו""ש, евреев. Он тотчас бросил жребий, и выпало ему, что это событие нужно назначить на почти через год, 13-го Адара. Сразу же были разосланы по всей стране тайные письма о подготовке «погрома с государственной поддержкой».
 
Евреям об этой тайне стало известно практически сразу, и уже накануне праздника Пейсах Мордехай пришел к царице Эстер и потребовал заступиться за свой народ. Эстер согласилась (с риском для жизни), но потребовала «собрать всех евреев» и объявить трехдневный пост. Этот пост выпал на первые три дня Пейсаха. Дальше, как известно, произошли очень интересные события и, в результате, через 11 месяцев вместо погрома евреев произошел блистательный разгром их врагов.
 
Однако, несмотря на то, что даты поста, объявленного Эстер, и поста, отмечаемого нами, не совпадают, общие черты начинают прослеживаться. Так начал Аман свое обвинение в адрес евреев: «Есть народ тут один, разбросанный и разобщенный». Так сказала Эстер Мордехаю: «Иди собери всех евреев».
 
Есть у нашего народа три главных вида оружия: национальное единство, Тора и близость к Б-гу. К сожалению, когда евреи в галуте, близости к Всевышнему у нас нет. Знанием Торы они, очевидно, тоже тогда не отличались. Когда они потеряли и национальное единство, наш вечный враг, Аман, понял, что пришел его час. Но, слава Б-гу, удалось быстро объединиться. И тогда мы смогли победить. Это переживание — необходимость единства и осталось с нами в виде Таанит Эстер. Это отправная точка всех наступающих праздников. И в сам Пурим — подаяние бедным, посылка праздничных порций соседям и знакомым, трапеза, на которую собираются хорошие друзья, — все это призвано укрепить наше единство.
 
Конечно же, на этом останавливаться нельзя — надо укрепить связь с Торой, приблизиться к Б-гу — но с этого надо начать».