В этот шабат, в ночь с пятницы на субботу, в Киеве произошло нападение на учащегося иешивы Дов-Бера Гликмана. На него напали трое молодых людей, поджидавшие его у синагоги, он получил колото-резаные раны и сейчас находится в реанимации. Просьба ко всем читать за его выздоровление 20 и 34 псалмы из книги Тегилим (эта просьба будет дополнительно продублирована на нашем сайте).
Это нападение не первое, произошедшее в Киеве за последнее время. Неделю назад, на исходе Субботы, четверо молодых людей напали на вышедшего из синагоги двадцатилетнего Гилеля Вертхаймера и избили его. По этому поводу было открыто Уголовное производство с предварительной квалификацией по ч.1 ст. 125 Уголовного кодекса Украины («умышленное легкое телесное повреждение»).
Оба нападения произошли во время или сразу после Шабата, когда религиозные евреи не пользуются мобильными телефонами и другими средствами коммуникации – пострадавший Дов Бер Гликман рассказал, что с ним произошло, но не стал писать или подписывать свои показания до окончания Шабата.
Подробности произошедшего с Дов-Бер Гликманом нашему сайту сообщили коллеги из информационной службы Евроазиатского Еврейского Конгресса. «Приблизительно в четверть двенадцатого ночи, после встречи субботы (наступающей, по еврейской традиции, в пятницу вечером) и уже после того, как практически все уже разошлись, из синагоги вышел 33-летний припозднившийся прихожанин, учащийся в иешиве (религиозном учебном заведении) гражданин России Дов-Бер Гликман. Он повернул из здания налево и пошел по Щекавицкой улице в сторону Волошской улицы. Однако метров за 50 до пересечения улиц он увидел, что на углу стоят три молодых человека, показавшихся ему подозрительными. Они были обуты в высокие ботинки-берцы, лица не были видны из-за капюшонов. В общине все, разумеется, знали об инциденте, произошедшем неделей раньше с преподавателем, и были настороже.
Не доходя до пересечения улиц, Дов-Бер Гликман свернул в подворотню, и, пройдя через двор, вышел на Волошскую чуть дальше ее пересечения с Щекавицкой. Но поджидавшие подходящую жертву преступники видели его маневр, и быстро пошли за ним. Услышав, что преследователи перешли на бег, студент свернул на Введенскую улицу, но через несколько метров его догнали. Один из преследователей вышел на проезжую часть, наблюдая с перекрестка Волошской и Введенской за ситуацией на улице, а двое молча набросились на жертву.
Били руками и ногами, причем, по всей видимости, в носки ботинок были каким-то образом вделаны лезвия, оставлявшие глубокие порезы. Нападение произошло возле фасада жилого дома, пострадавшему удалось устоять на ногах. На крики студента на балкон дома выскочили люди, кто-то из жильцов дома закричал в окно. Тогда нападавшие прекратили избиение, подбежали к оставшемуся «на стреме» подельнику, и втроем они сели в машину, стоявшую на перекрестке с зажженными фарами.
Почувствовав, что ранен, Дов-Бер Гликман сумел дойти обратно до синагоги, где попросил охранника вызвать скорую. На полу в помещении миквы (бассейна для ритуальных омовений) остались обильные следы крови. Первая помощь пострадавшему была оказана на месте оперативно приехавшими медиками. После этого Гликман был доставлен в больницу, где медики зашили три колото-резанные раны на бедрах».
Так как это произошло в ночь с пятницы на субботу, прихожане пришедшие на утреннюю субботнюю молитву, были весьма обеспокоены. И тут произошло третье примечательное событие, о котором нам также сообщили в информационной службе ЕАЕК; «После ночного нападения, в субботу ученики иешивы организовали нечто вроде патруля, контролируя окружающие синагогу улицы, встречая и провожая приходящих на молитву верующих.
После дневной молитвы, они обратили внимание на подозрительного молодого человека, который, по словам одного из прихожан, следовал за ним. Юноша лет 19-ти, по словам студентов, был похож на скинхеда – коротко стриженный, в высоких шнурованных ботинках и короткой куртке.
Трое активистов самодеятельного «патруля» задержали молодого человека. Сопротивления тот не оказывал, вел себя достаточно, по словам учащихся иешивы, уверенно и даже нагло. У него был обнаружен блокнот, в который он зарисовывал подробный план прилегающих к зданию синагоги кварталов, с какими-то стрелочками. По версии активистов, молодой человек был разведчиком, «скаутом» на сленге молодежных субкультур, отмечавшим в блокноте маршруты следования прихожан от синагоги до дома.
«Патруль» сдал задержанного милиционерам, с которыми тот тоже держался довольно вызывающе. После установления личности, задержанный был отпущен из отделения милиции.
Студенты иешивы утверждают, что в течение дня видели и других подозрительных молодых людей в окрестностях синагоги, однако задержать их не удалось, и нельзя утверждать наверняка, не является ли тотальная слежка за синагогой плодом взбудораженного произошедшим воображения молодых людей».
Ведущий в Украине специалист по ксенофобии и антисемитизму Вячеслав Лихачев заявил, что «антисемитский характер инцидентов практически не вызывает сомнений» и что «ничего подобного в украинской столице не происходило с середины 2000-х годов». Он отмечает, что «с 2008 – 2009 годов по Украине в целом и по Киеву – особенно, ситуация характеризовалось устойчивым и системным спадом всех противоправных проявлений антисемитизма, и в первую очередь – уличного юдофобского физического насилия». Тем более удивительно, по мнению уважаемого эксперта, что «на Подоле внезапно появилась организованная, мотивированная и способная к рациональному планированию преступления банда неонацистов».
Анализируя происшедшее, Лихачев в своей статье разбирает несколько вариантов, объясняющих происшедшее политтехнологиями и расчетом на резонанс в СМИ, на что указывает подготовленность и согласованность действий преступников. Тем не менее, не отвергая окончательно возможность «спецоперации» (аналитик с грустью констатирует – «у нас есть мало оснований сомневаться как в цинизме, так и в расчетливости стратегов»), Лихачев все же склоняется к другому объяснению – «пятнадцатилетний опыт мониторинга преступлений на почве ненависти подсказывает, что, как правило, расистское насилие – это просто расистское насилие, а не часть сложных глобально-политических многоходовок. Расисты нападают на тех, кого их больное воображение назначает врагами их расы, просто потому, что они расисты». Что, впрочем, никак не исключает использование произошедшего возле Киевской синагоги в различных манипулятивных целях.