Готовимся к Йом Кипуру! Открытие сокровенной связи…

Готовимся к Йом Кипуру! Открытие сокровенной связи…
Йом Кипур является кульминацией «времени тшувы», побудить к которой призваны все приготовления к празднику – и трубление в шофар в течении всего элула, и слихот накануне Рош А Шана, и грозный и торжественный Суд, и 10 грозных дней между вынесением решения до его утверждения – все это призвано раскрыть душу, направить ее на путь к Тшуве (не просто раскаянию, но исправлению, возвращению ее истинной сущности). Значение и мощь тшувы огромно, недаром в Рош А Шана и в Йом Кипур в синагогах провозглашается – «Тшува, Тфила и Цдока отменяют суровый приговор!».
 
В изложении беседы Любавического Ребе раввином Э. Коганом говорится: «Йом Кипур – это День Искупления, и в отношении сущности этого дня в Талмуде приводится спор мудрецов. Одни мудрецы говорят, что искупление в Йом Кипур свершается лишь для тех, кто раскаивается, между тем как рабби Йеуда Аноси утверждает, что искупление в Йом Кипур свершается вне зависимости от того, раскаялся человек или нет, поскольку «сила этого дня искупает».
 
На самом деле с концепцией «сила этого дня искупает» согласны все. Идея ее в том, что духовная сущность дня Йом Кипур обладает очищающим, искупающим воздействием. Однако, по мнению рабби Йеуды, святость этого дня велика настолько, что очищает даже не вполне раскаявшегося человека, другие же мудрецы считают, что раскаяние – есть необходимое условие того, чтобы искупление, обусловленное самой природой дня Йом Кипур, все-таки свершилось.
 
Выведение пятен
 
Все это нуждается в объяснении, ведь «искупление» не означает лишь прощение Всевышним грехов. Человек, совершая грех, наносит ущерб своей душе, оставляет на ней пятно, и теперь он должен это пятно стереть и ущерб исправить. Как же может быть такое, что все это сотрется и исправится, лишь в силу того, что настал некий день – Йом Кипур?
 
Но все дело в том, что речь здесь идет о раскрытии глубинной связи народа Израиля с Творцом.
 
Можно говорить о различных уровнях этой связи. Первый соответствует принятию человеком власти Вс-вышнего и исполнению заповедей Торы. Сам факт того, что Вс-вышний раскрывает свою Волю человеку, чего-то «желает» от него, и выполнение человеком этого Желания выявляют некую связь человека с Творцом.
 
Более высокий уровень находит выражение в раскаянии, по-еврейски – тшуве (буквально «возвращение»). В чем сущность тшувы? Человек, нарушающий заповеди, пренебрегающий Волей Творца, разрывает, казалось бы, свою связь с Ним. Что же может вдруг заставить его принять решение «вернуться»? Совершая тшуву, человек на самом деле проявляет более глубокий уровень своей связи со Вс-вышним, раскрывает, что по сути он был связан с Ним, даже когда нарушал Его Волю, и именно эта внутренняя связь побудила его к раскаянию и восстановила разрыв с Творцом на более внешнем уровне.
 
Сокровенная связь
 
Однако этот внутренний, раскрывающийся благодаря тшуве, уровень связи с Б-гом – еще не есть предел. Эта связь несет на себе все еще некую обусловленность и ограниченность определенной мерою, соответствующей степени раскаяния человека.
 
Существует еще более глубокий, самый сокровенный, сущностной уровень связи наших душ с Творцом. Как написано в книге Тания, душа, заключенная в нас, – это «частица самого Б-га свыше», которая в сути своей всегда едина с Источником.
 
На эту связь не оказывают никакого влияния наши деяния и наши грехи. Она в силу духовной природы присуща каждому из нас. И никакой грех, и проступок не в состоянии нанести ей ущерб. Однако на протяжении всего года эта связь сокрыта в тайной глубине нашей души, а раскрываются лишь более внешние уровни нашей связи с Творцом, те, что зависят и имеют отношение к нашим поступкам, чувствам и решениям. Но в Йом Кипур проявляется самый сокровенный уровень связи Всевышнего с народом Израиля.
 
И в этом смысл понятия «сила этого дня искупает». Сам этот день раскрывает, что каждый из нас связан с Творцом абсолютно неразрывной связью. И в Йом Кипур, когда раскрывается эта сущностная связь (если только человек не противодействует природе этого дня и не нарушает пост и законы праздника!), все пятна и изъяны, наносимые нашими грехами, стираются сами собой!»
 
С использованием материалов сайтов www.ru.chabad.org