Еврейские жертвы Катынского преступления – новые факты, новые имена

Еврейские жертвы Катынского преступления – новые факты

Среди жертв Катынского преступления – массового расстрела польских офицеров сталинскими палачами, было немало евреев. Устанавливать их имена и судьбы, продолжают энтузиасты, сотрудники Польского Института Национальной Памяти, Еврейского Музея, Еврейского Исторического Института, отдельные исследователи. Тема еврейских жертв Катыни все громче звучит на различных форумах и торжественных церемониях.

 
Как известно, в армии Независимой Польши служило много евреев – на момент совместной агрессии Германии и СССР против этой страны, численность евреев в Войске Польском оценивается в 100 тысяч человек. Понятно, что офицеров было меньше, приблизительно 6-7% от этого количества. Напав, вместе с гитлеровской Германией, на Польшу в сентябре 1939 года СССР взял в плен около четверти миллиона солдат, полицейских, пограничников и других военнослужащих Польской Республики, они были отправлены в лагеря, где разделили судьбу миллионов советских людей брошенных в застенки и концлагеря преступным коммунистическим режимом. Судьба же офицеров польской армии оказалась иной – почти всех их уничтожили по приказу Иосифа Сталина весной 1940 года. Катынь – наиболее известное место таких массовых расстрелов польских офицеров, но есть еще множество других – Харьков, Быковня, Тверь и иные. СССР почти до самого конца пытался отрицать свою причастность к такому страшному виду воинского преступления, как расстрел безоружных военнопленных, и даже пытался свалить ответственность за это на гитлеровцев. Однако Нюренбергский трибунал не признал вины немцев в Катынской трагедии (другие места расстрелов тогда не были известны), тем самым косвенно определив СССР виновным в этом злодеянии, а затем в 1952 году Конгресс США, специально расследовавший этот вопрос, прямо и недвусмысленно заклеймил СССР, расставив все точки на «i». Лишь в 1990 году СССР признался в содеянном и рассказал о других местах, где уничтожались польские офицеры, Российская Федерация неоднократно признавала свою ответственность, как преемника СССР, за это тягчайшее воинское преступление не только на уровне официальных заявлений, но и специальными постановлениями своего парламента.
 
Составление «Катынского списка», где будут имена, фамилии и другие данные о каждом погибшем, вещь весьма непростая. Еще более трудно установить – был ли погибший евреем. Даже в случае еврейской фамилии это очень непросто – ведь связаться с родственниками невозможно, ибо они, чаще всего, погибли в огне Холокоста.
 
Вот как об этом рассказывает сайт «Виртуальный штетл»: «Списками погибших евреев занимался, в частности, профессор Марьян Фукс из Еврейского исторического института. В начале 90-х годов он публиковал списки на страницах издания «Фолкс Штыме». В книге Биньямина Меиртчака «Żydzi – żołnierze wojsk polskich polegli na frontach II wojny światowej» («Евреи – солдаты польской армии, погибшие на фронтах Второй мировой войны») есть фамилии 231 еврея, убитого в Катыни, 188 убитых в Харькове и 19 евреев, погибших в Медное. Среди них были как офицеры на службе, так и уволенные в запас – среди последних были врачи, фармацевты, юристы и инженеры.
 
В Катыни погиб, в частности, Барух Штейнберг, Главный раввин Войска Польского, родившийся в 1897 году в Перемышлянах (ныне Украина) в семье раввина. Будучи юношей, Барух Штейнберг вступил в ряды Польской военной организации, а во время украинско-польской войны в 1919 году сражался, защищая Львов. Он учился во Львовском университете. В 1928 году стал раввином – капелланом Войска Польского. Вначале был отправлен на службу в Гродно, а затем в Варшаву и Краков. В 1933 г. он возглавил Главное управление по делам духовной опеки над военнослужащими иудейского вероисповедования, а три года спустя стал Главным раввином Войска Польского.
Барух Штейнберг был приверженцем политики Юзефа Пилсудского, часто принимал участие в патриотических мероприятиях.
 
В 1939 году, после нападения Красной Армии на Польшу, раввин Барух Штейнберг попал в плен. Он был в заключении в лагере в Старобельске, а также в Бутырской тюрьме в Москве, в лагерях в Юхнове и Козельске. Известно о том, что в лагерях он проводил общие богослужения для евреев.
 
«В пятницу, когда наступал вечер, мы шли под крышу небольшого сарая. Там сотни евреев, под руководством капеллана, доктора Штейнберга, горячо молились на иврите», – об этом в книге «W niewoli sowieckiej» («В советском плену») вспоминал Бронислав Млынарский.
 
11–12 апреля 1940 года раввин Барух Штейнберг был «передан в распоряжение» НКВД в Смоленской области. Вероятно, он погиб в Катынском лесу 12 или 14 апреля 1940 г. Ему было 42 года».
 
Фамилии польских евреев можно найти на многих табличках польских военных кладбищ в Катыни и Харькове, но почти ничего не известно об этих людях. У их родственников был шанс выжить, только оказавшись в глубине территории СССР, чаще всего в лагерях и тюрьмах. Лишь единицы польских еврейских семей пытались связаться с теми своими членами, кто был офицером, попал в советский плен и в первые месяцы успел подать о себе весть. В качестве примера можно привести воспоминания нынешней израильтянки профессора Янины Гольдхар, дочери подпоручика Мичеслава Юлиана Пронера, с которым ее мать поддерживала связь до марта 1940 года.
 
Осмысление еврейской составляющей этой трагедии еще только предстоит, еще не созданы экспозиции, и эту тему часто обходят публицисты и даже историки. Будет ли она поднята, войдет ли в общественное сознание, станет ли составной частью исторической памяти еврейского народа о трагедии Второй Мировой войны – ответ на эти вопросы даст будущее.
 
С использованием материалов http://www.sztetl.org.pl.