В рамках мероприятий, проводимых к Международному Дню памяти жертв Холокоста УИИХ «Ткума» и музеем «Память еврейского народа и Холокост в Украине», пройдет показ знаменитого польского фильма «Pokłosie», выход которого многие критики считают «важнейшим событием в неразвлекательном кинематографе 2013 года» (наряду с фильмом «Ханна Арендт»).
Просмотр и обсуждение фильма состоится 26 января, в воскресенье, в 19:30 в зале «Синай».
Вход свободный.
В русском переводе фильм носит название «Колоски», однако существуют и другие варианты передачи того многозначного понятия, которое вынесено в название этого художественного произведения. Есть перевод – «Последствия», есть даже «Остатки после жатвы», но, пожалуй, самое точное предложила публицист Александра Свиридова – «Стерня». Она говорит об этом с неожиданной для сдержанного колумниста респектабельного издания эмоцией: «Такое случается редко, когда я говорю сыну и близким: брось все и посмотри этот фильм. Поляки сняли невероятный фильм, польское название которого – Poklosie (английское – Aftermath) – все будут переводить, кто во что горазд. «Последствие» – напрашивается первым, но я перевожу «Стерня». Имею право: авторы оставили мне много намеков на то, что это может быть так. Я помню, как это больно – идти по стерне. Это гвозди, сделанные из соломы – плотной и прочной, у основания стебля. Они неизбежно остаются после любой жатвы – серпом ли жал, махал косой или прошелся по полю комбайном. Грубая золотая щетина покрывает лицо земли, если смотреть издали, а если ступать босиком – идешь по гвоздям. До крови. И если душа у тебя от чего-то уходит в пятки, то стерня – через пятку – втыкается прямо в душу. Но чтобы получить стерню, следует что-то посеять, а потом сжать урожай. В этом месте название отсылает к вечному – «Что посеешь – то и пожнешь». С одной разницей: сеяли отцы, а пойдут по стерне их дети».
Этот фильм относится к категории тех, о которых принято говорить – «смотреть обязательно», к фильмам, которые меняют мир и становятся символами определенного времени – такими стали «Гражданин Кейн», «Июльский дождь», «Похитители велосипедов», «Покаяние». Фильм «Pokłosie» вызвал в польском обществе бурю – после выхода фильма осенью 2012-го в ряде городов фильм запрещен к показу, как антипольская пропаганда, и нет кинотеатра, который бы согласился дать хоть один просмотр. Режиссеру поступают угрозы, а исполнителя главной роли – Матея Штура – поляка, сыгравшего поляка – атакуют антисемиты в прессе, а по телефону и в интернете обещают убить. Говорят, что он занесен в черный список национальной киноакадемии – чтоб не снимал его больше никто. Правая Gazeta Polska назвала «Колоски» «лживым и вредным для поляков фильмом», А великий Анджей Вайда публично встал на сторону создателей фильма. Президент Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) назвал этот фильм «важнейшим событием года», а уже упоминавшаяся Александра Соколова описывает свои впечатления от просмотра фильма так: «Завидую полякам, дожившим до этого дня – когда ТАКОЕ довелось им снять. Это грандиозный прорыв на другой уровень сознания. И то, что страна от фильма встает на дыбы – свидетельство того, что авторы попали в точку.
Тяжкий труд предстоит полякам – принять эту картину, принять правду о том, что отцы и деды – убийцы. Перебили «жидков», поселились в их домах, на их земле, присыпав их обгорелые кости землей, вымостив дороги плитами их кладбищ, и вырастили своих детей на этих костях и плитах. А тонкокожие дети услышали… К ним достучался пепел «жидков».
Принять, что отцы – убийцы – это только начало. Главное – отмолить грех отцов, покаяться, выпросить прощения и сделать следующий шаг – следить за тем, чтобы не повторить то, что сделали отцы. И история сдвинется с мертвого круга, по которому идет веками и, глядишь, пойдет другим путем.
Тяжкий труд души – взять вину на себя, а не открещиваться: «Это сделал не я». Именно эта особенность поднимает польскую драму на уровень древнегреческой трагедии. Туда, где царь Эдип на собственный строгий вопрос «Кто убил царя?» отвечает: «Я» — и выкалывает себе глаза в отчаянии, карая себя и вбивая в мировую культуру фундаментальный символ внутреннего прозрения. Ибо нечего видеть и искать вовне. Все – внутри тебя.
Дожить до того дня, когда Россия развернется на себя – не с моим счастьем».
Теперь и у днепропетровского зрителя есть возможность посмотреть этот фильм и сделать свои выводы.
Помните, как в анекдоте: «Кстати, Рабинович, это и вас касается…».