В рамках большого форума преподавателей СТАРС для его участников состоялось занятие по развитию лидерских качеств и специнструментов преподавания программ еврейского неформального образования, которое провел именитый специалист по тренингам и коучингу Ицхак Пинтосевич.
Это занятие стал самой объемной частью трехдневного семинара преподавателей: оно продолжался в течение всего второго рабочего дня (то есть около семи часов), в несколько сессий, с небольшими перерывами на кофе-брейк, обед и общее фотографирование. В отличие от вчерашних лекций раввинов Байтмана и Рохлина, уроки господина Пинтосевича проходили в общем лектории, совместно для мужчин и для женщин.
Ицхак Пинтосевич, сейчас работающий в Киеве, уже во второй раз посещает наш город с рабочим визитом: ранее он, вместе со своим коллегой, проводил лидерский семинар-тренинг для руководителей программ днепропетровской еврейской общины. На этот раз лидерский семинар проходил для участников форума СТАРС, среди которых были как уже опытные специалисты, так и начинающие в сфере преподавания программ еврейского образования. Все занятие базировалось на последней, недавно поступившей в продажу книге Ицхака Пинтосевича «Влияй! 7 заповедей лидера» (из этой же рубрики его прошлые труды «Действуй! 10 заповедей успеха», «Ставь цели!», Живи! 7 заповедей энергии и здоровья», а в ближайшем будущем предполагается еще одна книга с императивом в названии — «Богатей!», хотя и не известно, будет ли этот глагол сопровождать числительное).
В целом, основные тезисы, раскрытые ведущим во время первых сессий семинара для преподавателей СТАРС, были традиционными для Ицхака Пинтосевича. Речь шла о том, благодаря чему человек становится лидером (а именно потому, что у него появляются цель, миссия и последователи), какие у него должны быть цели и миссии (лучше – большие, а не маломасштабные), как он может найти и привлечь последователей, как создать эффективные взаимоотношения в своей команде. В общем, господин Пинтосевич предоставил слушателям, с одной стороны, некую базу алгоритмов, методику, благодаря которым они смогут развить в себе лидерские навыки. С другой стороны, все навыки отрабатывались с учетом еврейских традиций и специфики работы в сфере еврейского образования.
Впрочем, как заявил Ицхак Пинтосевич, ни в одной из современных психологический теорий развития лидерства нет того, что не было бы сказано еврейскими мудрецами еще столетия назад, а если это «новое» есть – то правильным оно не является. Он не единожды обосновывал это убеждение, цитируя, например, Талмуд, указывая, что некоторые сформулированные в нем тезисы дают прямое руководство, как стать лидером. Он также уделил внимание важности молитвы, причем, по мнению Пинтосевича, в молитвах ко Вс-вышнему нужно обращаться с просьбой помочь в реализации цели и миссии в десять раз большей той, которую человек в результате хотел бы получить.
Кроме того, как отметил ведущий, слушатели могли рассматривать предложенную им форму проведения лекции как модель работы с аудиторией в рамках программы СТАРС. Вначале он с помощью вопросов, постарался выяснить, что необходимо абсолютно всем без исключения участникам занятия, а прежде чем перейти непосредственно к теме лекции, поведал свою насыщенную биографию, особо рассказав, от каких людей он получил положительные отзывы (в их числе – спортсмены, другие бизнес-тренеры, руководители крупных компаний и многие другие). Все это рассказывалось, разъяснил лектор, не с целью простого хвастовства, для того, чтобы поднять так называемый «барометр доверия» аудитории к ведущему. Как объяснил Ицхак Пинтосевич, он убежден, что это необходимо, а иначе слушатели будут меньше доверять ему, как источнику информации.
Важной частью занятия был постоянный диалог с его участниками, Ицхак Пинтосевич то подробно отвечал на вопросы, то давал лаконичные ответы, а иногда демонстрировал методику уклонения от неудобных вопросов, что наверняка пригодится преподавателям на их занятиях. Так, он в корне пресек начинающуюся дискуссию о том, если основания считать религиозного человека «иррациональным», показал, как правильно уходить от вопросов связанных с личными темами. А вот на вопрос, является ли он сам лидером, Ицхак Пинтосевич заявил, что он – «тренер лидеров», а свои методики он составляет, в том числе, изучая опыт великих лидеров, например, Стива Джобса, имя которого не раз звучало во время семинара.
Тем людям, которые посетили его семинар, господин Пинтосевич пожелал достичь своих целей и приблизить как можно больше людей ко Вс-вышнему. Так же он посоветовал приобретать его книги, что можно сделать, и в розницу через его персональный сайт, и оптом, через фонд «Шиурей Тора» и его вице-президента Дана Макогона.
По мнению, генерального инспектора СТАРС раввина Александра Раскина, приобрести навыки лидерства и умения обращаться с современной молодежью крайне важно для преподавателя системы СТАРС, ведь его задача – не только передача некоего объема интеллектуальных знаний, но и (а, возможно, и в первую очередь) побуждение молодежи к действию, к изменению себя и своего образа жизни, что весьма трудно, если не невозможно сделать без лидерских приемов.