В январе в Украине отмечали 90-летие со дня рождения выдающегося режиссера-документалиста, заслуженного деятеля искусств УССР, члена Союза кинематографистов Украины, Рафаила Ароновича Нахмановича, автора многих известных работ, ставших этапными в развитии украинской кинодокументалистики.
Многие его фильмы, рассказывающие о трагедии крымскотатарского народа («Минуле?..» 1995 г.), о знаменитых украинских диссидентах («Віктор Некрасов на свободі і дома» 1991 г.), о сохранении исторической памяти («Вірменська церква» 1992 г., «Неизвестному солдату…» 1961 г.) вошли в золотой фонд украинского документального кино. Дружбе Рафаила Нахмановича с писателем Виктором Некрасовым посвящен специальный раздел на сайте памяти писателя.
Именно Рафаил Нахманович был тем, кто принял решение снять знаменитый митинг в Бабьем Яру 29 сентября 1966 года, который стал не только одним из важнейших этапов развития еврейского самосознания, но и в значительной степени определил судьбу многих украинских еврейских активистов и повлиял на формирование исторической памяти, как еврейского, так и украинского народов. Несмотря на то, что за съемку этого митинга Рафаил Нахманович подвергся гонениям, тема Бабьего Яра для него осталась крайне значимой, и это трепетное отношение он передал своему сыну Виталию, который стал историком и общественным деятелем, одним из самых известных украинских экспертов по этой проблематике, ответственным секретарем Общественного Комитета для увековечения памяти жертв Бабьего Яра.
Тематика фильмов Рафаила Нахмановича (его избранная фильмография насчитывает 60 работ) была самой разнообразной – от географических очерков и кинопортретов, до остросоциальной кинопублицистики, но все они, даже откликающиеся «на злобу дня», несут особую режиссерскую позицию, иногда весьма явную, иногда – почти симпатическую, но всегда ощутимую, которую можно охарактеризовать как мудрый, чуть грустно-отстраненный взгляд с еврейской эмпатией. Не случайно более 10 фильмов Нахмановича были уничтожены или не выпущены на экран по политическим мотивам, хоть и были приняты и получили высокие профессиональные оценки коллег, как например «Обговоренню підлягає» (1966 г.) о молодежной преступности и наркомании в СССР. Этой еврейской отстраненностью и особой идентичностью пропитана и книга воспоминаний режиссера «Возвращение в систему координат или Мартиролог метека» (Киев, издательство «Феникс», 2013 год).
Однако самой еврейской работой режиссера считается фильм «Еврейское кладбище» (1989 года), получивший множество призов в Сан-Франциско, Иерусалиме, Вашингтоне, Венеции и награжденный почетным дипломом конкурса Союза кинематографистов СССР «Ника» (1990 г.).
В 2012 году фильм появился в Сети, но в очень низком качестве и с английскими субтитрами, выложенный на Youtube Let Me Talk. Сегодня у нас есть возможность представить фильм в лучшем качестве – более четкая копия без субтитров, хотя, конечно, фильм нуждается в серьезном восстановлении, с применением качественной цифровой техники, позволяющей покадровый ремастеринг. Надеяться на это, увы, было бы чересчур наивным, ибо, в отличие от многих других фильмов Нахмановича, снятых на украинских студиях, этот был снят на «Центрнаучфильм» (Москва), что делает его судьбу предопределенно печальной. Во всяком случае, на сегодняшний день это – наиболее качественная копия, оцифрованная с мастер-кассет Betacam SP.