Обращение Главного раввина Днепра и региона Шмуэля Каминецкого в месяц Сиван

Обращение Главного раввина Днепра и региона Шмуэля Каминецкого в месяц Сиван
Дорогие друзья!
 
Рабби Исраэль Меир Акоэн, известный под именем Хафец-Хаим (название самого известного его труда) родился в Белоруси в 5599 -1838 году. Своим названием его книга о законах запрета на злословие обязана строкам из Теилим: «Кто тот человек, жаждущий жизни (на иврите «жаждущий жизни» – хафец хаим), любящий дни, чтобы увидеть хорошее? Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана» (Теилим 34:13-14). Рабби Хафец Хаим известен как человек никогда не говоривший ни о ком плохо. Он прожил 95 лет.
 
Лашон Ара (злословие)  убивает трех человек: того, кто говорит, потому что он  будет наказан, наши мудрецы говорят, что у него нет места в будущем мире; того, о ком говорили – его точно убивают, причем когда убивают человека физически это страшно, но это происходит один раз, а слово убивает все время (может испортить ему всю оставшуюся жизнь); и того, кто слушает, он тоже нарушает закон.
 
В прошлой главе Беѓаалотха говорится о том, что Мирьям, сестра Моше и Аарона, наказана ужасной болезнью цаарат за то, что она обсуждает с Аароном отношения Моше с женой. Мирьям на самом деле говорила чистую правду, и более того – она не собиралась позорить своего брата Моше, но все равно за это она получает наказание. Оно следует за то, что говорила Мирьям не напрямую с Моше, а с Аароном,  и лишь молитва самого Моше принесла ей выздоровление. Тора нам показывает насколько нам нужно быть осторожными с Лашон ара.
 
В иудаизме Лашон Ара очень большой грех, потому что говоря о ком-то плохо мы убиваем честь и достоинство, душу человека и совсем не важно, правда это или нет. Потому что если правда, то это Лашон ара, если ложь – заведомая клевета.
 
Есть два пути борьбы с Лашон Ара. Один путь – это самоконтроль, как у нас сказано в Тании – наша голова должна контролировать наши желания и эмоции, должна контролировать нашу речь («Лашон») не смотря на то, что мы могли увидеть или услышать что-то плохое («Ра») о другом человеке. Нужно бороться с собой и не говорить Лашон Ара, зная, насколько это разрушает семьи, дружбу, партнерство, рушит все вокруг. Одно наше плохое слово, которое мы сказали о ком-то, может обладать страшной разрушительной силой. Слово вылетело, и у нас нет контроля над ним, оно летит по миру, бьет, калечит, и мы не можем его взять назад.
 
Второй путь, как учит нас Алтер Ребе в книге Тания – нет причины говорить Лашон Ара (Злые слова) если ты не  видишь этого «Ра» – Зла.  Нужно найти способ смотреть на человека с добром, оправдывать его, мы не должны видеть недостатки, а наоборот, видеть в первую очередь хорошее, тогда вообще не о чем будет говорить Лашон Ара. В отношении себя мы должны быть прокурорами, себя обвинять и требовать от себя максимально, а в отношении других – адвокатами, всегда можно найти человеку оправдание, возможно, мы не знаем всех обстоятельств, возможно, есть веские причины. При таком подходе нет места злым словам.
 
Когда мы говорим что-то по поводу Путина или Обамы – это можно не считать Лашон Ара, но когда мы говорим о нашем близком круге родных, знакомых, друзей нелицеприятные вещи – это сто процентное Лашон Ара.  Если мы научимся относиться к другим людям позитивно, с добрым, прощающим ошибки открытым сердцем и быть сдержанными в словах, то наша жизнь изменится несомненно. Попробуйте один день контролировать все, что вы говорите, только один день. А потом еще один, и еще. Для кого-то это не будет сложным, а кто-то не протянет и часа. Но ваше желание и добрые намерения постепенно сделают жизнь вокруг вас лучше и чище, светлее и добрее. У Рабби Хафец Хаима получилось прожить так всю жизнь, есть надежда, что хоть немного получится и у нас.
 
Главный раввин Днепра и региона
Шмуэль Каминецкий.