Друзья мои!
Философия иудаизма говорит о том, что у каждого события непременно имеется продолжение. Все в мире происходит не просто так, но для того, чтобы заставить нас задуматься о том, о чем мы не задумывались прежде.
У одного из сотен тысяч евреев в застенках лагеря «Аушвиц»были расстреляны жена и сын. После окончания войны морально разбитый, истерзанный человек решает ехать в Израиль. И, самое главное, утратив дорогих людей, он начисто утратил и веру в Б-га. В его голове просто не укладывалось, как Всевышний мог допустить такое чудовищное зло.
Несчастный демонстративно стал нарушать все еврейские обычаи, а особенно изощрялся в Йом Кипур.
Однажды в этот священный День покаяния и прощения он отправился к Главной синагоге в Иерусалиме, остановился перед входом и закурил сигарету. Посетители Синагоги недоумевали: зачем иудей так откровенно кощунствует? На что старик злобно отвечал, что Б-га нет, иначе у него никогда в жизни не отняли бы столь безвременно и жестоко его семью.
Какой-то человек в перерыве между молитвами вышел из синагоги подышать свежим воздухом. Мрачному курильщику он задал все тот же вопрос, который задавали все, и получил все тот же резкий, неумолимый ответ. Тогда мудрый еврей предложил своему собеседнику зайти и хотя бы прочесть поминальную молитву «Изкор». Он объяснил так: «Пусть Б-га нет, тем не менее, следует уважить память родных, а потом уж можно продолжать курить».
После долгих препирательств мужчины оказались- таки в молитвенном зале.
По законам чтения «Изкор», благословляя память ушедшего, нужно назвать его имя.
Хазан, человек средних лет, с красивыми чертами, читая молитву, произнес имя, которое, по всей вероятности, было именем его отца. Можно только представить себе, какое потрясение испытал герой этой истории, когда его собственное имя — Ицхак Бен Давид – слетело с губ чтеца.
С замиранием сердца он вгляделся в благородное лицо хазана, внезапно показавшееся ему давно знакомым. Взволнованный до глубины души, старик спросил, как зовут этого человека. Оказалось, что имя Хазана — Давид Бен Ицхак. Подумать только!
От бессилия у еврея подкосились ноги: так звали его потерянного мальчика, имя которого несчастный Ицхак всего мгновение назад впервые произнес в стенах Синагоги… Так, после горькой, безысходной, нескончаемой громады лет, по воле Всевышнего встретились отец и сын…
11 тишрея на историческом еврейском кладбище состоялось открытие мемориала в честь 90 тысяч евреев, похороненных здесь. Когда могилы наших предков были разрушены, многие думали, что мы забыли о своих погибших и умерших, и что, вообще, еврейство скоро сдаст свои позиции. Однако такого не случилось.
Создание мемориала имеет для нас огромное символическое значение. Это событие говорит о высоком уровне нашего национального и гражданского сознания. С гордостью подчеркиваю, что мы, все-таки, смогли остановить строительство на еврейских костях. И мэр города нас полностью в этом поддержал.
Неприкаянные души мертвых нашли отныне свой покой. А их тела, некогда цинично потревоженные живыми, будут теперь спокойно лежать в ожидании прихода Праведного Машиаха и обещанного Воскрешения.
Главный раввин Днепропетровска и Днепропетровского региона
Шмуэль Каминецкий