Дорогие друзья!
В иудаизме существуют заповеди, касающиеся взаимоотношений человека со Всевышним и касающиеся взаимоотношений человека с человеком. Сегодня мне бы хотелось остановиться на последнем.
Наши понятия по поводу того, что хорошо, а что плохо — очень относительны. Понятно, что у разных людей разные моральные принципы. Единственно правильными и незыблемыми являются законы, установленные Творцом. Поэтому все евреи должны знать и строго соблюдать их.
Недавно мы читали недельные главы Торы «Тазриа» и «Мецора». В первой из них речь идет о страшном неизлечимом недуге – проказе, — поражающем за грех злословия. Обладатель «лашон а-ра» («плохого языка», ивр.) покрывается мерзкими язвами, которые заставляют его на физическом уровне ощутить такую же боль, какую его слова причиняли ближнему. Говорящий гадко о своем брате, делает изгоем общества не только его, но и себя, и, тем самым, уже заранее, уподобляется прокаженному.
Бааль Шем Тов из Меджибожа однажды в синагоге стал свидетелем ссоры двух евреев. Кто-то из них, разозлившись, свирепо «предупредил» обидчика, что разорвет его на части собственными руками. Услышав это, цадик был шокирован. Он созвал своих учеников, собрал их в круг, а в середину этого круга поставил рядом обоих задир и попросил всех закрыть глаза. И тут перед внутренним взором участников «эксперимента» бездумно произнесенная пустая угроза «ожила» и стала ужасающей реальностью. Потом Бааль Шем Тов объяснил: сказать – то же самое, что сделать. Сказанное никуда не исчезает, оно осуществляется в «тонком» мире. И в состоянии медитации можно увидеть, как это происходит.
Слово – это стрела, которая может лететь вечно и по прошествии многих лет поразить свою цель; а может и вернуться с сокрушительной силой к тому, кто ее выпустил. Написано, что тому, кто публично обижает и унижает другого человека, нет места в «Олам а-ба» («Грядущем мире», ивр.). Хотя, не исключено, что злоязычный человек – это человек, у которого самого не все хорошо и он, как это ни странно звучит, нуждается в нашей помощи. В связи с этим расскажу притчу, которую рассказывал в один из Шабатов в синагоге и которую когда-то давно слышал лично от экс-президента США Рональда Рейгана.
В некоей семье росли очень не похожие друг на друга братья: оптимист и пессимист. Для того, чтобы их хоть как-нибудь уравновесить и сдружить, родители обратились к психиатру. И тот подумал, что нет ничего лучше, чем подпортить настроение веселому, и, наоборот, поднять его унылому. Для этого одну комнату наполнили первоклассными новыми игрушками, а вторую – навозом. Комната с игрушками предназначалась для пессимиста, комната с навозом – для оптимиста. Через какое-то время родители и врач решили проверить, как дела. Открыв дверь в комнату пессимиста, они обнаружили, что ребенок сидит, как всегда, грустный, и не играется. На вопрос, что случилось, он ответил, что боится поломать такие прекрасные игрушки, за что его обязательно станут ругать. Заглянув к оптимисту, пришли в изумление: мальчишка старательно и увлеченно разгребал лошадиные нечистоты. И, когда его спросили «для чего?», ответил: «Если столько навоза, значит, где-то тут есть пони, значит, я его найду, и мы с ним поиграем».
Мы должны быть такими же оптимистами. Тем более, у нас есть для этого все основания: евреи сегодня занимают определенное положение в мировом сообществе; мы – авторитетный и сильный народ.
А наша сила – в нашей сплоченности, уважении и любви друг к другу. И, если мы сумеем сохранить и умножить все это, мы непременно увидим приход Машиаха в наши дни!
Главный раввин Днепропет