Уже много дет делегация еврейской общины Днепроперовска в День Победы или накануне его посещает некогда процветающие села, еврейского земледельческого района под Днепропетровском, чтобы почтить память уничтоженных в годы Холокоста безвинных жертв. О том как проходила такая поездка в этом году нашему сайту рассказала Эстер Тахтерина
Каждый год, в канун Дня Победы, вновь и вновь возвращаются евреи туда, где некогда процветала еврейская жизнь, от которой теперь остались только памятники. Поклонимся светлой памяти Аркадия Шмиста – его попечением возводились многие из них. Аркадий сумел привлечь к этому делу множество людей, которые и сейчас ухаживают за местами захоронений, сажают деревья, встречают городских гостей. И бередят память местных жителей, не позволяют им забывать правду о Холокосте. Это и Михаил Семенович Спектор, инициатор и организатор проекта. Некогда в районе Николаевки, где в годы войны развернулись тяжелые бои, погиб его отец. Это Анатолий Иванович Левченко – сегодня фермер, в прошлом – николаевский голова, немало трудов вложивший в установку памятников.
Делегацию днепропетровской еврейской общины, которая 8 мая объезжала памятники уничтоженным еврейским общинам Сталиндорфского района в селах Малая Калиновка и Николаевка можно назвать репрезентативной: 6 человек от Совета евреев – ветеранов (во главе с Давидом Разу), одна из уцелевших жителей малой Калиновки Дора Теплицкая, от проекта STARS –Давид Тахтерин, двое учеников еврейской школы Никита Эйшинский и Игорь Владимирский. Ешиву представлял Иегуда Ходос, а литературную гостиную – Лидия Стеклова. От солонянской еврейской общины – Анатолий Усенко, именно его трудами был установлен памятник в Малой Калиновке.
Школа в Малой Калиновке, некогда возведенная еврейскими руками, в которой начинали преподавать на идиш, потом – на украинском, эта школа и сейчас сохранила свой прежний облик. И хотя снаружи она вполне подремонтирована, но внутри ее устройство – совершенно сельское, старинное. Никаких длинных коридоров, просто небольшое подобие холла, вокруг которого – классные комнаты, с отдельными кабинетиками. Очень уютно, по домашнему. И встречают здесь как родственников. И за еврейскими могилами ухаживают также – по-соседски. Школьную линейку, на которой директор школы (с совсем не украинской фамилией Личман- впрочем, родом то директор из-под Бердичева) и старшеклассники вместе пели о войне – тоже провели без всякого официоза.
Сначала ребята увлеченно слушали рассказ Доры Теплицкой (а ведь наверняка история эта слышана была ими не раз, но ведь говорили не о ком — то далеком, неизвестном, речь шла о друзьях и соседях, память о которых и сейчас храниться среди сельских старожилов). Потом со смущенными улыбками принимали подарки – от совета ветеранов, от центра «Ткума». И, перебивая друг – друга вспоминали имена и фамилии расстрелянных евреев. Вспоминали трудные послевоенные годы, когда уцелевшие возвращались к родным пепелищам, как помогали друг другу выжить — евреи, украинцы, русские.
Меня поразило, что рядом с камнем, сохранившем память о еврейских крестьянах, стоит еще один памятник. Под ним покоятся останки солдата – судя по имени-отчеству горского еврея. Парень родом из Дагестана сражался и погиб здесь, возле украино – еврейского села. Вот такая судьба…
Еще не все слова сказаны, а пора прощаться. Обещаем, что приедем в это гостеприимное село снова и дальше – в Николаевку. Здесь стоит изготовленный руками Аркадия Шмиста памятник — колодец. За селом, в глубоком овраге – еще один. Спектор и Левченко неторопливо обсуждают хозяйственные дела — вот здесь возле памятника трещины, надо бы подправить. Деревья бы посадить рядом – это уже просьба к Игорю Олеговичу Романову, организатору поездки. А с высокого обрыва спешит к нам старенькая крестьянка. И начинает рассказ…
Ее муж жил здесь в войну. Ему было 14 лет. Когда сюда, к старому колодцу гнали десятки евреев – стариков, женщин, детей, он забрался на чердак. Страшно было, но он понимал — кроме н