Сегодня наступает Новый год деревьев!

Сегодня наступает Новый год деревьев!

Сегодня вечером начинается праздник Ту Би Шват, который называется Новым годом деревьев.

 
Каббалисты, жившие в Цфате в XVI веке, постановили праздновать 15 Швата как день духовного воссоединения со Страной Израиля, и этот обычай быстро распространился по всему еврейскому миру. В этот день устраивают праздничную трапезу; самое почетное место на столе занимают свежие и сушеные фрукты – особенно те, которыми славится Страна Израиля: виноград (или изюм), инжир, финики, гранаты, оливки. Есть также обычай покупать к празднику 15 Швата плод нового урожая, чтобы произнести над ним благословение «Шеэхеяну».
 
В Торе перечисляются семь видов растений, которыми славится Земля Израиля: «Земля пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев; земля олив (из которых давят) масло, и меда» (Дварим 8:8). В данном случае имеется в виду мед финиковой пальмы.
 
Строго говоря, лишь пять упомянутых видов растений, указанных в книге «Дварим», являются плодами деревьев, однако тот факт, что пшеница и ячмень упомянуты в начале стиха, говорит об их важности, даже по сравнению с плодовыми деревьями. Этот факт проявляется и в очередности произнесения благословений перед употреблением этих плодов в пищу. Если объяснять данный стих Торы с точки зрения служения человека, то пшеница и ячмень также должны предшествовать плодовым деревьям.
 
Мудрецы указывают, что эти семь видов плодов соответствуют семи качествам души: семи ветвям меноры, стоявшей в Храме. Она, в свою очередь, символизирует народ Израиля, разделенный на семь видов душ. Каждый из них представляет собой особый вид служения Всевышнему, но все они имеют отношение к каждому еврею.
 
Таким образом, праздник Ту Би Шват имеет отношение не только непосредственно к Земле Израиля, но и к каждому еврею, где бы он ни находился, и подчеркивает их неразрывную и вековечную связь.
 
Раввин Элияу Ки-Тов пишет в «Книге нашего наследия»: «Хотя Ту би-Шват и назван «Новым годом», речь идет только об одном специфическом вопросе — вопросе о «возрасте» плодов фруктовых деревьев. Поэтому в этот день можно совершать любую работу, и он никак не отражен в молитвах.
 
Однако в этот день принято привносить что-то от праздника: в него не читают Таханун (траурную часть молитв), не оплакивают умершего, а если он приходится на субботу — не читают Ав Гарахамим (отрывок, в котором содержатся упоминания о душах усопших).
 
В этот день едят плоды, растущие в Эрец Исраэль, причем стараются отведать хотя бы один новый плод, который еще не подавался к столу в этом году, и произнести на него благословение Шеэхеяну («Давший нам дожить»).
 
Ту би-Шват — это «Новый год деревьев», начало года в том, что касается отделения маасерот от плодов фруктовых деревьев.
 
Маасерот (части урожая, передаваемые Храму, священникам-коганим, левитам, беднякам и т.д.) по-разному отделялись в разные годы. В первый, второй, четвертый и пятый годы, считая от последней шмиты, отделялся маасер шени («вторая десятина» — десятая доля урожая, которую необходимо было съесть в Иерусалиме во время праздников); в третий и шестой годы — маасер они («десятина бедняка», которую необходимо было передать бедным). Все это — не считая трумы (части урожая, передаваемой коганим) и маасер ришон («первой десятины», передаваемой левитам).
 
Поскольку (так же как и в случае с маасер бгема) плоды, относящиеся к одному году, не могут «вноситься» за счет урожая другого года, необходимо установить, какой день является началом года для отсчета маасерот плодов фруктовых деревьев. Тора определила, что у них есть свой собственный «Новый год» — Ту бишват.
 
Плоды фруктовых деревьев, завязавшиеся до Ту би-Швата, считаются плодами этого года. Плоды, завязавшиеся после Ту би-Швата, будут считаться плодами следующего года. Завязью Талмуд считает плод, не достигший еще трети своего нормального размера.
 
Наши мудрецы установили 15-ое Швата как «Новый год деревьев» потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков, и на деревьях успевают завязаться плоды; поэтому те плоды, которые завяжутся после этого дня, станут как бы «отдельным благословением».
 
Земля к Ту би-Швату уже обогащена дождями и зимним отдыхом, поэтому это самое подходящее время для посадки деревьев.
 
Ту би-Шват — это день, прославляющий Страну Израиля, Эрец Исраэль, более того — выбранный с учетом ее природных особенностей. Именно здесь к этому дню как бы возобновляется плодоносящая способность земли, завязываются плоды.
 
Поэтому день, когда Эрец Исраэль начинает, набравшись сил за зиму, давать жизнь новому богатому урожаю, должен стать радостным днем для еврейского народа, и прежде всего — для евреев Израиля».