Сегодня первый день Рош Ходеша месяца ияр. Его новомесячье всегда продолжается два дня, так как предшествующий ему месяц Нисан всегда является полным, то есть состоит из тридцати дней, и тридцатый день Нисана становится первым днем новомесячья ияра. Сам же ияр всегда неполный и продолжается двадцать девять дней.
Считается, что именно в ияре лучше всего излечиваются болезни, нежели в другие месяцы, так как в ияре евреи, вышедшие из Египта, начали получать ман. Месяцу ияр соответствует созвездие Тельца (на иврите – Быка), животного, питающегося травой. В Эрец Исраэль ияр – последний месяц года, когда бык может досыта наесться травы в поле, ибо далее становится слишком жарко и трава выгорает (красивые газоны и лужайки в любое время года в современном Израиле результат большого человеческого труда и успехов современных технологий).
Первого ияра в еврейской истории произошло множество важных событий – именно 1 ияра царь Соломон начал строить первый Иерусалимский Храм, как сказано: «И было, в четыреста восьмидесятом году после Исхода сынов Израиля из земли египетской, в четвертый год царствования Шломо над Израилем, в месяце Зив, втором месяце, начал он строить дом Г-споду» (Млахим I, 6:1). В этот же день через много лет, как рассказывается в Книге Эзры, вернувшиеся из вавилонского изгнания руководители еврейского народа приступили к восстановлению Иерусалимского Храма: «А во второй год, во второй месяц по приходе в Иерусалим… Зрубавель бен Шалтиэль и Йешуа бен Йоцадак и остальные их братья… начали строительство, а левитов поставили руководить работой над Храмом Г-сподним» (Эзра 3:8). В обоих случаях сказано только «во втором месяце», без указания дня. Это значит, что в обоих случаях строительство, несомненно, началось 1-го числа второго месяца ияра, который также называется «месяцев Зив», то есть месяцем сияния или месяцем почек, но чаще всего Тора называет просто вторым месяцем, ибо он следует за нисаном, первым месяцем года.
Также в новомесячье ияра в тот год, когда евреи вышли из Египта, они подошли к Маре, где не было питьевой воды, а лишь горькая, и тогда Вс-вышний велел Моше бросить в горькую воду кусок горького дерева, и вода стала сладкой, и евреи узнали, что нет ни горечи, ни сладости, ни других свойств, имманентно присущих окружающей реальности, но они проявляются только по воле Вс-вышнего. Здесь же, в Маре, Вс-вышний открыл евреям некоторые части Торы, в том числе законы Субботы, законы о красной телице и законы гражданского права.
Ровно через год, также 1 ияра, началась первая перепись еврейского народа, причем все мужчины были переписаны от 12-летнего возраста и выше, а левиты – от одного месяца и старше. Также отдельно были пересчитаны и все первенцы в народе Израиля.
Второго ияра – годовщина рождения Четвертого Любавического Ребе, раби Шмуэля, известного как Ребе Маараш. В этом году исполняется 182 года со дня его рождения.
18 ияра – праздник Лаг Ба Омер, 33 день счета Омера, день смерти великого праведника раби Шимона бар Йохая, раскрывшего сокрытый, внутренний, смысл Торы и автора Книги Зогар, и день, когда прекратили умирать ученики раби Акивы. В этом году Лаг Ба Омер будет 26 мая, в четверг.
Также немало важных дат новейшей истории мы отмечаем в этом месяце:
– 4 ияра отмечается Йом а-Зикарон, День памяти павших в войнах Израиля и жертв террора;
– 5 ияра – Йом Ацмаут, День провозглашения независимости современного государства Израиль;
– 28 ияра – День Иерусалима, установленный в честь объединения столицы Израиля, происшедшее в ходе Шестидневной войны в 1967 году.