Новый экспонат в Еврейском Музее — советский паспорт 1932 года

Экспозиция музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» пополнилась новым экспонатом — советским внутренним паспортом первого образца, который был введен в декабре 1932 года.

Этот артефакт размещен в разделе экспозиции, посвященной первому геноциду на украинских землях ХХ веке — Голодомору 1932-1933 годов.

Заместитель директора Музея, кандидат исторических наук, доктор Егор Врадий так описал значение этого экспоната и его исторический контекст: «Людям старшого віку можуть бути знайомі рядки Володимира Маяковського (1893–1930), присвячені радянському паспорту. Написаний у 1929 р. вірш насправді стосувався паспорту для закордонних поїздок – документу такого ж фантастичного за умов радянської дійсності, як і сама поїздка. Натомість всередині країни громадяни посвідчували власну особу різноманітними мандатами, довідками і службовими посвідченнями. Лише 27 грудня 1932 р., тобто через десятиліття після утворення СРСР, з’явилася Постанова союзного Центрального виконавчого комітету і Ради народних комісарів № 84 «Про встановлення єдиної паспортної системи по СРСР і обов’язкову прописку паспортів». В останній день того ж року відповідний документ було ухвалено й для мешканців України. 

Причиной введения единой паспортной системы было усиление урбанизационных процессов в стране — рост внутренней миграции жителей сел в города. С одной стороны, этой ситуации способствовали объективные экономические причины, а именно — индустриальная модернизация страны, увеличение количества предприятий и, как следствие, потребность в рабочей силе. С другой, введение единого паспорта можно рассматривать в контексте стремления к установлению государственного контроля над собственными гражданами и политики, направленной на окончательное усмирение украинского крестьянства.

Согласно упомянутому постановлению, официальной целью установления паспортной системы было стремление «лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах… а также с целью очистки этих населенных мест от кулацких, уголовных и других антиобщественных элементов, которые скрываются…».

Постановление утверждало «Положение о паспортах», а оно в свою очередь очерчивало перечень категорий граждан, которые были обязаны иметь паспорта. Прежде всего паспортная привилегия предоставлялась жителям городов, рабочих поселков, работникам транспорта, совхозов и новостроек, достигшим 16-летнего возраста. Изначально паспорта выдавались сроком на 3 года. Документ содержал не только, привычную для нас, персональную информацию (дата и место рождения, место регистрации, семейное положение), но и сведения о национальной принадлежности, социальном происхождении, месте работы и воинском учете.

Одновременно вводилась административная и уголовная ответственность для лиц, которые без паспорта и соответствующей регистрации находились бы на территории городов и других населенных пунктов с обязательным паспортным режимом.

За скобками бюрократических формулировок сознательно было оставлено многомиллионное крестьянское море — люди, которые в начале 1930-х гг. составляли большинство граждан «рабоче-крестьянского государства». Примечательно, что внедрять паспортную систему советское правительство берется в разгар бесконечной кампании хлебозаготовок 1932-1933 гг. В условиях искусственного голода, охватившего подавляющее большинство регионов УССР, едва ли не единственной надеждой на спасение было бегство из колхозов и поиск лучшей доли в городах. В них также ощущалась нехватка продовольствия, впрочем, появлялись хотя бы призрачные шансы на спасение. Также в городах функционировали детские дома и приюты, которые, несмотря на сложные обстоятельства, могли сохранить жизнь крестьянским детям, которых родители оставляли на порогах советских учреждений.

Вместе с другими репрессивными мерами (практика «Черных досок» и др.) советская паспортизация превратилась в один из инструментов геноцида, жертвами которого по наименьшим подсчетам стали около 4 млн человек. Инструмент имел интернациональный характер, ведь ограничивал право на свободу передвижения, что в тогдашних обстоятельствах часто означало и право на жизнь, независимо от этнической или религиозной принадлежности крестьянина.

Отсутствие маленькой книжечки с сереньким, а со временем зеленоватым переплетом, крепко привязывало крестьян к земле, плоды которой тотально отбирало государство; ограничивало социальные перспективы и обрекало на нищенское существование и смерть. Паспортная дискриминация в отношении сельского населения в различных формах продлится более четырех десятилетий. Ведь село и его люди в СССР еще долго воспринимались как неисчерпаемый резерв для социально-экономических и общественных экспериментов. Только в 1974 г. украинские крестьяне смогли впервые получить заветный документ на общих основаниях, подобно другим гражданам страны «.