Многие мемориальные проекты Аркадия Шмиста оставшиеся, после его трагической гибели, нереализованными, воплощаются еврейской общиной по его эскизам. Несколько памятников было установлено в селениях Днепропетровской области, решается вопрос о расширении мемориального комплекса на месте массового уничтожения евреев Днепропетровска в парке им. Гагарина.
Аркадий Шмист мечтал о том, что бы все места расстрелов, репрессий, гибели невинных людей были отмечены достойными памятными знаками. Для многих из них он разработал эскизы и проекты. К сожалению, большая часть архива Шмиста, его коллекций, наработок, богатейший архивный материал сегодня стали недоступны. Многие утрачено безвозвратно.
Но случаются счастливые находки. Когда руководством общины был поставлен вопрос о создании Мемориального парка на территории находящегося в плачевном состоянии нынешнего парке им. Писаржевского, в прошлом еврейского кладбища, одна из сотрудниц общины, Нелли Горинова, вспомнила, что Аркадий Шмист говорил ей о том, что он готовит проект и, даже, создал модель памятника, именно для этого места.
Это послужило началом для поиска. И в результате, в одной мастерских по лепным работам, эта модель была найдена. Рассказывает Игорь Романов: — "Я пришел в эту мастерскую без особой надежды на успех. Прошло много лет, и к тому же было неизвестно, точно ли именно здесь Аркадий создавал модель, не забрал ли он ее, после того как вылепил, и сохранилось ли что-нибудь, даже если модель памятника и была здесь когда-то. Каково же было мое удивление, когда владелец мастерской, Виктор Герасимов, явно обрадовался при моих первых вопросах. Он, оказывается, был очень удивлен, что никто из общины пришел к нему после гибели Шмиста. Части разобранной модели он бережно хранил более четырех лет, как память о великом человеке. Он был рад передать их в общину, для того чтобы один из замыслов Шмиста был реализован".
Части модели были доставлены в синагогу, но тут возникла новая сложность. Никто не знал, как должен выглядеть сам памятник в готовом виде, все ли части модели присутствуют, и как они должны быть собраны. Ответы на эти вопросы были получены также благодаря Нелли Гориновой. Она разыскала не только фотографию, на которой изображен Аркадий Шмист вместе со своим творением, но и письмо, направленное Шмистом на имя мера города, в котором упомянуто название и концепция всего памятника.
Теперь мы знаем, что монумент называется „Народження сили” и он был посвящен не только евреям, но всем, как писал Аркадий – "жертвам социальных катаклизмов".
На самом памятнике должна была быть выбита надпись —
"На цьому єврейському цвинтарі знайшли собі останній притулок біля 100000 жертв національної, класової та усіх інших форм зненавиді, які принесла Україні жорстока велич ілюзій хх століття. Але з моря страждання людського народиться нездоланна хвиля, що силою любові напоїть світ милосердям та животворящим каяттям і тоді прийде Він, який справджує своє обіцяння повернути життя тим, хто покоїться у землі. „Знищить Він смерть навіки, та зітре сльози з очей кожного” (пророк Ісайя, 25:8)"
Как известно на старом еврейском кладбище на окраине тогдашнего города были братские могилы жертв Голодомора и других репрессий сталинского НКВД, гитлеровских СС и гестапо. После войны, стремясь уничтожить, стереть историческую память, советская власть приказала снести кладбище и разбить на его месте парк и возвести различные строения, в том числе жилые дома.
Неизвестно, какова была реакция властей на письмо Аркадия Шмиста. Мы пока много не знаем и о проекте монумента, — какого размера должен быть он в натуральную величину? Видел ли его Аркадий как отдельно стоящий памятник или как часть целого мемориального комплекса? На эти вопросы ответы найти еще предстоит.
Александр Фридкис, заместитель председателя общины и руководитель братства «Хевра Кадиша», по инициативе которого была увековечена память многих евреев города, в том числе был у



