Театр «ТАБУ» представил днепропетровским зрителям свой новый спектакль «Обида», по мотивам произведений Татьяны Толстой, Григория Горина и Василия Шушкина. Премьера состоялась в зале «Гопнер-холл» (он же ночной клуб «Небо», он же «ДК»).
На премьере побывал наш постоянный автор Эзра Гордон, впечатлениями которого мы рады поделиться с читателями.
«Новый спектакль театра «ТАБУ» продолжил традицию составных спектаклей – нескольких абсолютно разных новелл, которые объединяются в единое художественное целое на каком-то другом уровне. Пожалуй, в качестве примера такой формы можно привести великие «Три истории» Киры Муратовой. Это позволяет, даже небольшой частный случай воспринять как проявление глобального явления, ведь три – уже тенденция, однако.
Настоящая сцена, пусть даже маленькая, имеет волшебное свойство, она очень четко проявляет и достоинство, и недостатки, и приятно отметить, что достоинств с каждым разом все больше. Спектакли перестают быть радиопостановками – появляется пластика, актеры иногда знают, что им делать с руками и как передать образ, даже когда молчишь. Конечно, плакатность, публицистичность остается, впрочем, иногда это используется как режиссерский ход, как отсылка к нашему культурному прошлому. Разве не прямо об этом говорит мизансцена «зарядки», сразу отсылающая к агитбригадам и другим пропагандистским механизмам, которые были столь любимы создателями Гулага и «новой исторической общности людей».
Ребята играют частные, даже камерные, эпизоды, подчеркивая, что это те самые «типичные случаи», а не некие экстремальные или нехарактерные ситуации. Зрителя все подталкивает к обобщению, может быть даже излишне навязчиво. Цитата про совесть, подписанная инициалами, явно пытается вывести проблематику спектакля на всечеловеческий глобальный уровень и, по-моему, зря. Ведь на самом деле речь идет о продолжающемся засилии хамства «здесь и сейчас».
Следует отметить интересную тенденцию в развитии театра «ТАБУ» – синдром «маятника», остросоциальные, плакатные спектакли сменяются камерными, психологическими драмами (а иногда это совмещается в одной постановке, так Маяковский любит революцию и Таню почти одинаково). От запредельности Зла в «По ту сторону страха» к камерной лиричности «РудольфиО», а теперь снова, явно неслучайное, обращение к теме беззащитности личности перед самым обыкновенным «хамом трамвайным», который (мне кажется, на этом настаивает театр) и является этим Злом, во всяком случае, его источником и составной часть одновременно.
Говоря о нынешней премьере, хочется отметить, разумеется, и дебют Сонечки Золотаревской, самой юной актрисы театра. Сонечка, безусловно, покорила зал и многие зрители после спектакля целовали ей руки и дарили если не цветы (это будет позже), то мандарины.
Традицией театра является и возможность зрителям выступить после спектакля и высказаться и о самой постановке, и о темах, поднятых в спектакле, и приятно, что выступали и бывшие артисты, и администрация школы (ведь театр «ТАБУ», хотя сейчас он является коллективом Еврейского Общинного Центра имени Розалинд Горвин, не теряет свои глубинные связи с еврейской школой Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» им. Леви-Ицхака Шнеерсона № 144). Один из рьяных поклонников театра, даже обратился к залу с призывом потребовать от городских властей предоставить «ТАБУ» статус «муниципального театра», и, мне кажется, в чем-то он, как говорят по-украински, «має рацію».
Кстати, по ходу, выяснилось, что в 2011 году театру исполняется 20 лет и, наверное, община (в самом широком смысле – и еврейска