Обращение Главного раввина Днепропетровска и Днепропетровского региона Шмуэля Каминецкого к празднику Песах 5772 года

Дорогие друзья!
 
История Исхода еврейского народа полна поразительных событий. Насколько это правдивая история? У каждого народа есть мифы о его происхождении. Является ли история Исхода евреев из Египта таким же мифом?
 
Мифы, зачастую подобны сказке. Многие народы утверждают, что их предки были легендарными, сильными и великими, а некоторые заходят так далеко, что считают своими предками полубогов, потомков от браков людей и духовных существ. Эти истории показывают, как человечество хочет возвеличить себя и свое прошлое, в тяжелые моменты это поддерживает дух народа, но связи с реальностью у них мало.
 
Представьте себе народ, который говорит о том, что его предки произошли из нищих и рабов, не имели никаких прав и были угнетаемы на протяжении столетий. Никакого блеска, подвигов и благородного сияния славы, одна глина и солома сопутствуют описанию. Почему такая нелепая легенда? Она не добавляет ничего хорошего имиджу народа. Мы начали нашу историю, как нация рабов. И каждый год мы упорно повторяем «рабами мы были…». Даже выход из Египта не дает нам повода для гордости, Вс-вышнему, буквально «рукою сильной» пришлось вытащить нас из рабства. Ну и что это за наследие без пафоса и героизма? Кому нужна такая история?
 
Истина заключается в том, что эта не привлекательная история — правда. Мы ее не скрываем. Рассказываем из поколения в поколение и гордимся тем, что это правда. Мы были рабами, но стали свободными людьми. Величие еврейского народа не в прошлом, а в будущем.
 
Народы – потомки полубогов, зачастую предмет изучения историков и археологов, а еврейский народ – потомки рабов живут и процветают сегодня. Какое бы ни было начало, как бы низко не лежала отправная точка, даже в глине и соломе, всегда есть шанс подняться и стать свободными.
 
Но, что такое свобода? В Песах полно ограничений. Например, хлеб есть запрещено. Нужно соблюдать определенные правила. Разве это свобода? Нет, если рассматривать свободу, как поведение безо всяких ограничений.
 
В еврейском понимании такая свобода – жизнь в плену своих капризов и настроений. 
 
Истинная свобода в самовыражении, позволяющая понять, кто мы есть на самом деле, позволяющая поднять душу на новый уровень.
 
По поводу видимых ограничений, посмотрим на футбол. В футболе есть существенное ограничение – нельзя футболистам играть руками. Возможно малыши, начинающие играть в футбол, испытывают разочарование по этому поводу. Но если футболист будет думать об этом все время – не будет футбола. Разве это ограничение делает футбол менее зрелищным? Футболист открывает возможности использовать ноги очень виртуозно, забивая зрелищные голы. Футболист «свободен» развивать новые навыки, не доступные человеку, не играющему в футбол.
 
Еврейские законы, связанные с ограничениями, позволяют тренировать нашу душу, выводя ее на новые уровни мастерства. Помогают находить нам более глубокий смысл в понимании устройства мира и Торы, как инструкции к нашему миру. Законы Песаха открывают новую степень свободы нашей души.
 
Будьте свободны! Веселого и кошерного Песаха!!!
 
Главный раввин Днепропетровска и Днепропетровского региона Шмуэль Каминецкий