Днепропетровские организации, которые работают с детьми-аутистами, начали использовать для обучения детей с этой патологией израильскую методику АВА (Applied behavior analysis). Именно ее намерен сделать основным способом борьбы с проявлениями аутизма новый благотворительный фонд помощи детям-аутистам «Детство за гранью», который начинает активную деятельность в сентябре.
Методика АВА считается в Украине израильской, хотя она впервые появилась в США (ее создал в Калифорнийском Университете профессор норвежец Оле Ивар Ловаас (Ole Ivar Lovaas, Ph.D) в 60-х годах прошлого столетия), ибо именно из Израиля, где она получила наибольшее развитие и распространение, метод АВА пришел к нам.
«АВА-терапия – это единственный научно доказанный метод, который позволяет учить речи детей с такой патологией, ведь большинство из них абсолютно не говорящие, – рассказывает директор Благотворительного фонда для детей-аутистов «Детство за гранью» Лидия Фролова. – Мы уже подготовили восемь терапистов, которые будут заниматься с детьми именно по программе АВА. Я сама – мать семилетнего ребенка-аутиста и уже год занимаюсь с ним по этой методике, и могу сказать, что мы добились хороших успехов в обучении и коррекции поведения».
АВА-терапия в Днепропетровске появилась благодаря израильтянке Юлии Эрц (Юлия Нафтульева Эрц, консультант и специалист в области работы с детьми с диагнозом aутизм и PDD), которая провела в городе два семинара – в декабре 2011 и в мае 2012 года – по инициативе общественной организации «Общество помощи детям с аутизмом «Особое Детство». С этой структурой Юлия Эрц продолжает сотрудничество, (во всяком случае, так следует из сообщений их сайта, однако Лидия Фролова проинформировала нас, что в декабре этого года Юлия Эрц приедет в Днепропетровск уже по приглашению «Детства за гранью».
Семинары – основной способ подготовки для применения методики АВА. По методике АВА-терапии все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и т.д., разбиваются на мелкие блоки – действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются, образуя сложную цепочку, подобно тому, как из простых кубиков ЛЕГО собираются сложные конструкции. «АВА-терпия предполагает обучение ребенка на дому, в идеале – 40 часов в неделю, – сообщает в своем блоге Юлия Эрц. – Родители осваивают эту программу с помощью супервайзеров и координаторов, то есть тех опытных специалистов, которые работают с детьми-аутистами в течение нескольких лет. Терапистом же может стать практически любой человек, если он преследует в этом свой интерес, и проходит курс обучения АВА».
Подготовка АВА-терапистов, среди которых большинство – родители проблемных детей – осуществляется в несколько этапов. Курс обучения разбит на несколько блоков: изучение базисных принципов, дистанционные занятия (видео-уроки, презентации), и, самое важное, практические тренинги, на которых будущие тераписты непосредственно занимаются с детьми, обсуждают свои действия и делятся рекомендациями.
Методика АВА не лечит аутизм (многие считают, что аутизм вообще неизлечим), но она помогает скорректировать поведение, скомпенсировать его, убрать симптомы, но не саму болезнь. Некоторые сравнивают ее с костылем и протезом, которые помогают сгладить неудобства от телесного изъяна, но не избавляют от него.
Аутизм – страшная болезнь, кроме того она становится все более распространенной. К темпам ее роста все чаще применяют слово – «эпидемия». (Что странно, ибо аутизм не заразен, но его причины – неизвестны, теорий множество, но точного ответа нет). Во всяком случае, еще 70 лет назад им страдали единицы, а сегодня – каждый сотый ребенок в мире. Мировое медицинское сообщество называет аутизм «болезнью XXI века».
В Украине официальной информации о проблеме аутизма крайне мало. Количество больных детей даже приблизительно неизвестно. Министерство здравоохранения (стремящееся не замечать любых реальных проблем как можно дольше и замалчивать существующие) и то констатировало рост заболеваемости в 2,8 раз за последние пять лет. По данным МОЗ на 2011 год в Украине с диагнозом «аутизм» жило 1804 ребенка. Общественные организации склонны к куда более пессимистичному взгляду. Решения государство предлагать тоже не спешит, видимо полагая, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». По словам Лидии Фроловой, в Днепропетровске существуют реабилитационные центры для инвалидов, в том числе детей-аутистов, в большинстве из них есть комфортные условия для их содержания, но никакого обучения, тем более индивидуального, не происходит – это ложится на плечи родителей.
Причины появления аутизма до сих пор не выяснены точно: одни ученные настаивают на его генетической природе, изначальной предрасположенности к заболеванию на генетическом уровне, другие объясняют его появление внешними факторами, к которым относят родовые травмы, вирусы и вакцины, отравления тяжелыми металлами и многое другое. «Симптоматика аутизма чрезвычайно сложна, – отмечают Дмитрий Голубовский и Светлана Рейтер – авторы статьи «Жизнь других», опубликованной в журнале «Большой город», – Во-первых, это нарушение эмоциональных связей и сложности в коммуникации. Во-вторых, склонность к стереотипному пове¬дению – повторяющимся действиям (раскачивание, например), консерватизму в отношениях с внешним миром (все должно быть по строго установленным правилам), страхам перед любыми изменениями, узким и иногда довольно причудливым интересам. В-третьих, особенности речевого и интеллектуального развития – многие аутисты страдают эхолалией (автоматическое, неконтролируемое повторение услышанных слов), около трети вообще не могут говорить».
АВА-терапия – не единственный способ помочь аутистам. Существуют несколько десятков методов «лечения» аутизма, некоторые имеют репутацию «подтвержденных многолетней практикой и научно доказанных», другие же используются родителями, разочаровавшимися в «официальной» медицине, и могут быть весьма, мягко скажем, нетрадиционными. Да и сама методика АВА со временем модифицировалась: изначально это была довольна жесткая терапия, напоминающая дрессировку, сейчас она представляет собой поэтапное изучение определенных навыков с помощью подсказок и поощрений.
АВА-терапия может применяться в сочетании с другими методиками. Так, израильский доктор-физиолог Эльад Вашди, 5 лет назад разработал программу Вербально-Моторного Обучения, основанную на принципах АВА, и прививающую навыки речи детям, у которых есть физиологические проблемы с речевым аппаратом. Ребенка сначала учат произносить отдельные звуки и буквы, и постепенно он начинает складывать их в сложные конструкции: слоги, слова и легкие фразы. Эта и подобные ей методики – не панацея от болезни, но они, при правильном подходе, систематических занятиях дают положительный эффект. Например, занятиям АВА-терапией должно уделяться от 20 до 40 часов в неделю – но дети начинают осваивать необходимые навыки самообслуживания, проявляют относительную самостоятельность, осваиваться в окружающем мире.
Днепропетровская еврейская община стремится максимально помочь всем людям со специальными потребностями, особенно детям – в рамках многофункционального «Кегила-проджект», реализуемего совместно Днепропетровской еврейской общиной и еврейской общиной Большого Бостона (штат Массачусетс, США), работает «Ресурсный центр Маале», клуб для таких детей, «Тиква», работает под эгидой Еврейского Общинного Центра имени Розалинд Горвин, а «Клуб молодых инвалидов «Ядид» – под эгидой «Хеседа Менахем». В общине создана и уникальная программа «Агават Исраэль» для глухих и глухонемых евреев. Еврейская община все больше внимания уделяет проблеме интеграции людей с ограниченными возможностями в общинную жизнь и в этой работе ей неоценимую помощь оказывают ее друзья из братской бостонской общины.
Заинтересовавшимся проблемой аутизма предлагаем посмотреть публичную лекцию Юлии Эрц в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет».
С использованием материалов, предоставленных фондом «Детство за гранью», а также сайта организации «Особое детство», журнала «Большой город», блога Юлии Эрц и материалов из сети Интернет.