Сегодня – день рождения раби Цемах-Цедека

Сегодня – день рождения раби Цемах-Цедека

Сегодня, 29 элула, исполняется 223 года со дня рождения Третьего Любавического Ребе раби Менахема-Мендела бар Шолом-Шахне, известного также как Цемах-Цедек (по названию книги его респонсов, опубликованной после его смерти и получившей всеобщее признание. «Цемах Цедек» переводится как «росток праведности»).

Ребе Цемах-Цедек также известен как непримиримый борец против «кантонизма» – насильственной рекрутчины, которой царское правительство преследовало еврейских детей, а также против уничтожения царским правительством системы традиционного еврейского образования, когда министр народного просвещения, граф Сергей Семенович Уваров, вознамерился ввести казенные школы и раввинские училища вместо привычных хедеров и иешив.

Ребе Цемах-Цедек родился 29 элула 5549 (1789) года в городке Лиозно, южнее Витебска. Его отцом был рабби Шолом-Шахна, а матерью – рабанит Двора-Лея, дочь Алтер Ребе.

Новорождённый был назван в честь главы белорусских хасидов, раби Менахема-Мендла из Витебска (по другим источникам – раби Менахема-Мендела из Городка), умершего на Святой Земле, в Тверии, за год до этого.

В 5553 году, в пост Гедалии, через три дня после того, как ребёнку исполнилось три года, умерла его мать – ребецн Двора-Лея. С той поры он воспитывался в доме Алтер Ребе и изучал Тору под его руководством.

В восемь лет он уже углубленно изучал Талмуд и книги законоучителей, проявляя способность мгновенно усваивать материал и исключительную память.

С двенадцати лет он начал подробно записывать уроки деда – многие из этих записей, впоследствии просмотренных и исправленных самим Алтер Ребе, легли в основу книг «Тора Ор» и «Ликутей Тора» (Собрание бесед по Торе), содержащих толкования Алтер Ребе на Пятикнижие.

После бар-мицвы мальчика Алтер Ребе установил особые часы занятий с внуком, во время которых они изучали такие сложнейшие книги, как «Кузари» раби Йеуды а-Леви и «Морэ нэвухим» («Путеводитель колеблющихся») РАМБАМа, а также книги по Каббале и устную традицию хасидизма.

Изучение законодательной части Торы юноша продолжал в хевруте (паре) с братом покойной матери, раби Дов-Бером (Мителер Ребе).

В 5563 (1802) году, на четырнадцатом году жизни, Менахем-Мендел женился на своей двоюродной сестре Хае-Мушке, дочери раби Дов-Бера.

В этот период, не ограничиваясь записью услышанного от деда, тестя и других знатоков Торы, раби Менахем-Мендел начал писать собственные хидушим (аналитические заметки) и комментарии к изучаемым сочинениям.

В восемнадцать лет он закончил работу над своей первой книгой, названной «Таамей а-мицвот» («Смысл заповедей»).

В 1812 году, когда войска Наполеона вторглись в Россию, раби Менахем-Мендел вместе со всей семьей последовал за отступающей русской армией.

После изнурительных скитаний, продолжавшихся около пяти месяцев, они прибыли в Курскую губернию, где в селе Пена Алтер Ребе заболел и скончался (похоронен в городе Гадяч), а его внук, раби Менахем-Мендел, присутствовал при его последних часах.

Возвратившись в Белоруссию в 5574 (1814) году, раби Менахем-Мендел поселился в городке Любавичи, рядом с раби Дов-Бером, сменившим Алтер Ребе во главе движения ХаБаД. Раби Дов-Бер основал в Любавичах первую хабадскую иешиву, занятиями в которой руководил раби Менахем-Мендел.

Поздней осенью 5588 (1827) года, после смерти тестя, раби Менахем-Мендел был избран новым главой движения.

Ему сразу же пришлось вступить в борьбу с российскими властями. Еще летом 1827 года император Николай I подписал указ, обязывающий евреев «отбывать рекрутскую повинность в натуре» – причем не с восемнадцати лет, как все остальные, а с двенадцати – еще до бар-мицвы. Российское правительство рассматривало призыв как «воспитательную меру», способствующую постепенному вовлечению еврейских юношей «в лоно православной церкви». Раби Менахем-Мендел всеми силами противодействовал усилиям военных властей по реализации императорского указа: он организовал целую систему выкупа малолетних рекрутов, а также подготовил укрытия и убежища, в которых дети прятались от рекрутского набора. Следуя его призыву, хасиды ХаБаДа проникали в «школы кантонистов» и военные лагеря, чтобы поддержать мобилизованных евреев и укрепить их связь с Торой.

Раби Менахем-Мендел сумел много сделать для восстановления единства в еврейском народе, прекращения противостояния между хасидами и миснагедами.

Вскоре после своего избрания главой ХаБаДа он посетил Вильно (ныне Вильнюс), Минск и другие центры литовского еврейства. В ходе этих поездок он установил тесные и сердечные отношения с такими выдающимися лидерами «литваков» как раби Ицхак Воложинер (раби Ицеле из Воложина), раби Арье-Лейб Шапиро (раби Лейбеле Ковнер) и раби Давид Лурье из Быхова (Радаль). Позднее, многие из литовских знатоков Торы посетили его в Любавичах – был налажен постоянный обмен респонсами и галахическими открытиями.

В 1843 году раби Менахем-Мендел был вызван в Петербург к министру народного просвещения графу Сергею Семеновичу Уварову, подготовившему ряд мер по русификации еврейского населения.

Правительство намеревалось заменить хедеры казеннми школами с преподаванием русского языка и общеобразовательных предметов, «чтобы мало-помалу уничтожить в евреях фанатизм отчужденности». Вместо иешив предполагалось создать специальные «раввинские» училища, преподавание в которых должно было вестись под руководством инспекторов-христиан. Зная о том, что евреи во всем следуют указаниям своих раввинов, граф Уваров рассчитывал провести свою реформу руками самих знатоков Торы. Для этого он призвал к себе еврейских руководителей: раби Ицхака из Воложина, в качестве представителя миснагедов, и раби Менахема-Мендела из Любавичей как представителя хасидов. Однако Сергей Семенович Уваров натолкнулся на неприступную стену. За отказ подчиниться воле правительства раби Менахем-Мендел был подвергнут тюремному заключению. Его освободили лишь благодаря массированному давлению, организованному еврейскими лидерами всех направлений. После возвращения из Петербурга, раби Менахем-Мендел значительно расширил свою иешиву в Любавичах, а также создал ее отделения в других городах Белоруссии – это было его оружием в борьбе с правительством.

Раби Менахем-Мендел достиг высочайшей ступени духовного совершенства, обретя контроль над своими чувствами.

Рассказывают, что, когда он сталкивался с явлениями, способными вызвать раздражение и гнев, он открывал соответствующий том кодекса Шульхан Арух и погружался в изучение вопроса, разрешено ли гневаться по данному поводу. И пока он приходил к определенному заключению, его гнев улетучивался.

Раби Менахем-Мендел умер в Любавичах 13 нисана 5626 (1866) года в возрасте семидесяти семи лет. Во главе движения ХаБаД его сменил сын, раби Шмуэль из Любавичей (5594–5643 (1834–1882) гг.), а затем и внук – раби Шалом-Дов-Бер из Любавичей (5621–5680 (1860–1920) гг.).

После смерти раби Менахема-Мендела его многочисленные респонсы были собраны в книге Цемах Цедек («Росток праведности»). Книга получила всеобщее признание и широко использовалась для установления законодательных норм.

Один из духовных лидеров литовского еврейства, раби Ицхак-Эльханан Спектор вспоминал, что в юности он побывал у раби Менахема-Мендела из Любавичей, но хасидский путь служения оттолкнул его – уж слишком много времени растрачивал глава ХаБаДа на сбор пожертвований, на уединенную медитацию, на каббалистические беседы и на молитву. Но когда, после смерти раби Менахема-Мендела, были опубликованы его респонсы, объединенные в книгу Цемах Цедек, раби Спектор был потрясен его гениальностью и величием в «открытой», законодательной, части Торы. Раби Спектор утверждал, что если бы автор книги Цемах Цедек был еще жив, он бы «первым пришел, чтобы стать его хасидом».

В последующих поколениях название этой книги заменило собой имя автора – раби Менахем-Мендел из Любавичей вошел в историю еврейской мысли под именем Цемах-Цедек .

С использованием материалов: книги «Еврейские мудрецы» (изд. Швут Амии) и сайта www.toldot.ru.