Днепропетровский городской сайт gorod.dp.ua разместил журналистский материал своего корреспондента Татьяны Гонченко, в котором подробно рассказано о недавно открывшемся музее «Память еврейского народа и Холокост в Украине». Текст сопровождался большим количеством фотографий экспонатов музея.
Эта публикация стала результатом пресс-тура по музею, который для днепропетровских журналистов провел его директор, а также руководитель Украинского института изучения Холокоста «Ткума» доктор Игорь Щупак.
Мы с удовольствием публикуем текст Татьяны Гонченко – один из самых подробных рассказов о нашем музее, опубликованных на днепропетровских ресурсах.
«Директор музея в Меноре: «Чтобы рассказать про все экспонаты, нужно три недели»
На бесплатные экскурсии по музею «Память еврейского народа и Холокост в Украине» уже выстраиваются очереди: график расписан на несколько дней вперед. Чтобы разобраться, чем же так интересен этот музей, gorod.dp.ua побывал на экскурсии и пообщался с директором. Почти два часа пролетели как мгновение.
«На то, чтобы рассказать про каждый экспонат, нужно недели три, я считал», — говорит перед началом экскурсии директор музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» Игорь Щупак. Шутит он, или говорит вполне серьезно – разобраться сложно, но экспонатов в музее действительно такое количество, что рассматривать их можно очень долго.
Работа над музеем началась более 10 лет назад, за все это время в Днепропетровск свозились тысячи экспонатов со всего мира: часть из них подарена коллекционерами, еврейскими и украинскими семьями, бизнесменами, часть – куплена у коллекционеров. Несмотря на то, что музей в Меноре на первый взгляд кажется завершенным, работа над ним будет продолжаться еще долго, ведь на стендах пока поместились далеко не все существующие экспонаты, так что залы будут расширяться и перестраиваться. Но даже то, что уже открыто для посетителей – впечатляет своим масштабом и качеством.
«В 1999 году руководители Днепропетровской еврейской общины решили создать центр еврейской культуры, который объединил бы историю еврейского народа с современностью, — рассказывает Игорь Щупак. – Они пригласили меня, набрали штат людей и мы начали работу по сбору материалов, сведений и экспонатов. Было сложно, потому что не было видения конкретных перспектив. Но несколько лет назад, когда было принято решение о строительстве Меноры, работа стала интенсивнее. Мы получали экспонаты от огромного количества людей: украинцев, россиян, немцев, поляков, из Украины, Израиля, США, Германии и других стран. Развернулась творческая работа с художниками, дизайнерами, скульпторами во главе с талантливейшим человеком — Виктором Гукайло. Совместно с киевскими партнерами мы стали разрабатывать уникальные мультимедийные, компьютерные инсталляции. Так что по каждому блоку можно рассказывать часами».
Первое, что бросается в глаза посетителям при входе – деревянная беседка. Это строение называется Бима, в таких беседках в синагогах мужчины читали Тору. У этой Бимы, которую мастера из г.Лубны делали специально для днепропетровского музея, с разных сторон разная резьба – это сделано, чтобы продемонстрировать, какие Бимы были в синагогах разных частей Украины. На потолке здесь же – точные копии росписей синагог из разных городов.
— С этой беседки каждый мужчина-еврей должен был читать Тору с определенного места, — рассказывает Игорь Щупак. — Грамотность среди мужского еврейского населения была около 100%, потому что если ты мужчина и член общины, рано или поздно тебя вызовут и попросят прочитать отрывок из Торы. Грамотность среди женщин ненамного уступала почти полной грамотности среди евреев-мужчин.
Тору, которую читали в каждой синагоге, писали чернилами на свитке пергамента. Одна такая Тора может переписываться год, а то и три. Если человек, который ее переписывает, допускает вторую ошибку в тексте, эту Тору уже нельзя использовать для молитвы, а работа по переписыванию начиналась заново. Но выбросить «некошерный» свиток тоже нельзя, т.к. в нем уже есть слово Божье. Так что Торы с ошибками складывались в специальное хранилище и там сберегались. Свиток Торы на пергаменте, причем кошерный, есть и в коллекции музея.
На отдельных стендах – различные «аксессуары» для Торы. Это указки из драгоценных металлов, которыми водили по свитку, когда читали, а также серебряные короны.
— Европейские народы коронуют людей, а евреи коронуют Тору, — рассказывает директор музея. – У нас в коллекции есть настоящие серебряные короны Торы 19-го века. Это, к примеру, особо ценный экземпляр из Польши, подаренный И. Коломойским.
На отдельных стенах музея – фотографии еврейских просветителей, ученых и раввинов. Разумеется, там нашлось место и для портрета главного раввина Екатеринослава Леви-Ицхака Шнеерсона, которого советская власть обвинила в антисоветской деятельности. Тогда раввина арестовали, но по прошествии 60 лет он был оправдан.
В прежние времена обвинять евреев во всевозможных преступлениях вообще было «модно». К примеру, долгое время в народе поддерживались слухи, что они убивают христианских младенцев и используют их кровь при приготовлении мацы. Факт, что употреблять кровь в пищу евреям вообще запрещено, видимо, никого не смущал. Так, некого Менделя Бейлиса безо всяких доказательств арестовали по подозрению в убийстве 12-летнего Андрея Ющинского. Этой истории в днепропетровском музее посвящен целый стенд.
— У нас на стенде есть книга «Дело Бейлиса» — стенографический отчет, от начала и до конца судебного процесса, — рассказывает Игорь Щупак. – В результате присяжные, украинские крестьяне, оправдали подозреваемого. А позже оказалось, что мальчика убила местная жительница. Но это не остановило антисемитизм, который имел религиозные корни, а также экономические и политические. Были страшные погромы, весь мир был шокирован тем, что произошло в якобы цивилизованной Российской Империи.
На фотографиях, выставленных в музее – тела евреев, убитых в тогдашнем Екатеринославе в 1905 году обычными людьми. Жертв тех погромов было сотни тысяч: евреев убивали только за то, что они евреи.
Одна из идей музея в Меноре – показать, что объединяет украинцев и евреев. По этой причине на стендах музея – бумажные купюры Украинской Народной Республики. На этих карбованцах – надписи по-украински, по-польски и на идише.
В других разделах музея – информация о евреях, которые записывались в ряды ОУН-УПА и вместе с украинцами боролись за нашу государственность. Отдельный зал – о «Праведниках народов мира», тех людях, которые, рискуя собственной жизнью, спасали евреев от смерти.
— Если голландец или бельгиец спасал еврея, его могли оштрафовать или подвергнуть аресту, – рассказывает Игорь Щупак. — Но если украинец, или русский, поляк или белорус спасал еврея – уничтожали не только его, но и всю его семью, включая детей. Представляете, какая должна быть мотивация у людей, чтобы рисковать жизнью своих детей ради спасения чужих?
«Праведникам народов мира» в музее посвящена целая комната – здесь фотографии тех, кто спасал евреев от смерти. В частности – украинских священников, которые помогали евреям делать фиктивные документы, прятали их и помогали бежать. Один из них – Омелян Ковч, даже заставил немцев открыть двери синагоги и выпустить оттуда евреев, которых те собирались сжечь вместе со зданием. В результате отца Омеляна тоже отправили в концлагерь, причем, священник попросил друзей не пытаться его спасти – ведь его помощь узникам была нужнее, чем людям на свободе. В конце концов, Омеляна Ковча убили в газовой камере, вместе с евреями.
В зале, посвященном теме Холокоста – целая комната про Гитлера и его партию. Здесь – флаги национал-социалистов их форма, портреты Гитлера, несколько изданий Mein Kampf, а также книги, которые удалось спасти от сожжения в Германии. Отдельный стенд – про "Гитлер-югенд", молодежную организацию, которая с младшего возраста растила партийцев.
— У молодежи была своя форма, они ходят строем, у них членские билеты, их боялись, — рассказывает Игорь Щупак. – В каждом городе были свои подразделения "Гитлер-югенд", и за короткий период эта организация увеличилась во много раз. Нацистская пропаганда была самой эффективной в истории. Но это – отдельная тема для разговора.
В коллекции музея – немецкий альбом, куда молодые партийцы вклеивали портреты Гитлера, как у нас собирают наклейки с футболистами или музыкантами. В одном таком альбоме –300 мест для вклеивания фотографий, и все они заполнены.
На соседнем стенде – партбилет члена Национал-социалистической партии, его владелец был оптимистом и уплатил членские взносы аж до конца 1945 года.
Кроме того, в зале, посвященном Холокосту – вагон, в котором евреев увозили на смерть, чемоданчики, с которыми они бежали от преследователей, личные вещи узников Аушвица, их письма близким и множество других интересных экспонатов.
В отдельном, темном зале на стене высвечиваются имена миллионов погибших евреев: горящие буквы превращаются в звезды и улетают к небосводу.
В соседнем зале – военные трофеи, каски, смертные капсулы, оружие, гранаты и медицинские инструменты, благодаря которым спасали жизни раненых солдат.
Экскурсии по музею «Память еврейского народа и Холокост в Украине» бесплатны. Побывать на такой экскурсии может любой желающий, для этого нужно прийти в инфоцентр и записаться. Кроме того, скоро в Меноре стартует цикл воскресных лекций по истории и культуре еврейского народа. Первая состоится 11 ноября в 11:00. Вход бесплатный».
Оригинал публикации
Фото сайта djc.com.ua