Януш Корчак объединил все нации

Януш Корчак объединил все нации
Организация «Єдність», объединяющая национальные общины Днепропетровщины, приняла активное участие в вечере памяти Януша Корчака и празднования пятилетия Центра польской культуры имени Кароля Войтылы. Вместе с руководителем «Єдністi» Алексеем Лозько в зале Театра имени Горького присутствовали представители национальных общин – польской, еврейской, грузинской, армянской, немецкой и белорусской, а также множество почетных гостей. Активное участие в подготовке и проведении праздника приняли директор «Объединения иудейских религиозных общин Днепропетровского региона» Игорь Романов и руководитель днепропетровского регионального отделения Всеукраинской женской еврейской организации-проекта «КЕШЕР» Элла Сидоренко, а среди зрителей было много подопечных Благотворительного Фонда «Хесед Менахем» вместе с его директором Анатолием Плескачевским.
 
Вечер был посвящен памяти выдающегося польского общественного деятеля, писателя и педагога Януша Корчака, великого сына еврейского народа (его настоящее имя – Герш Хенрик Гольдшмит, Henryk Goldszmit). Нынешний, 2012 год в Польше по постановлению Сейма объявлен годом Януша Корчака (6 августа отмечалось 70-летие его трагической гибели).
 
Мероприятие получило очень высокий статус – в нем  приняли участие Генеральный консул Республики Польша в Харькове Ян Гранат, представители облгосадминистрации, областного и городского совета.
 
По инициативе Эллы Сидоренко, перед началом торжества, вместе с паном Яном Гранатом, представители национальных общин зажгли «свечи толерантности», помещенные в китайские фонарики, которые были запущены в ночное небо Приднепровья.
 
«Зажигая свечи толерантности, мы посылаем Вс-вышнему наши мольбы о мире, — отметила Элла Сидоренко, – огонь может сжигать, огонь может и объединять, и я надеюсь, что он будет согревать в нашем городе многих людей. Мы искренне благодарим польскую общину за совместную работу в поддержании и распространении культурных ценностей, ведь у евреев и поляков есть общее историческое наследие, богатое прошлое, память о которых мы сохраняем».
 
Мероприятие проходило в две части – в первой, официальной, прозвучали речи почетных гостей праздника, а во второй зрители увидели постановку по мотивам произведения Януша Корчака «Наедине с Б-гом», режиссером-постановщиком которой является Павел Скурский – председатель Центра польской культуры имени Кароля Войтылы.
 
Эта постановка, которую представил Театр европейской драматургии «DZWON», была создана на основе написанного Янушем Корчаком эссе «Наедине с Господом Б-гом». Главную роль – самого Януша Корчака – исполнил Павел Скурский. (Это – пятый спектакль театра, бессменным художественным руководителем которого является Павел Скурский. Предыдущие  – «В лавке ювелира», «Что случилось в зоопарке» и «Пугачев» – были высоко оценены на театральных фестивалях Украины и России, а «День гнева», премьера которого, кстати, прошла в Центре Культуры Израиля, стал дипломантом Международного Фестиваля Толерантности «Праведники народов мира» в Санкт-Петербурге).  
 
Спектакль имеет явную трехчастную структуру.  В первой – монолог Януша Корчака о своем детстве и своих педагогических принципах, основу второй составляют семь из восемнадцати «молитв для тех, кто не молится», которые последовательно читают Девочка, Мальчик, Мать, Озорство, Ученый, Бунт и Воспитатель, а третья часть – инсценированные свидетельства очевидцев об уничтожении воспитанников еврейского «Дома сирот» в газовых камерах Треблинки вместе со своим наставником Янушем Корчаком.
 
По словам Павла Скурского, в сценарии «Наедине с Б-гом» нет ни одного отступления от оригинальных текстов из произведений и дневников Корчака и свидетельств очевидцев. Основной элемент декораций на сцене – оконная рама. Это символ того самого окна, в который проникал дневной свет из мира, находящегося за воротами Варшавского гетто, где Корчак провел последний год своей жизни. Спектакль заканчивается словами: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается» – так о себе сказал Януш Корчак, и именно этой короткой фразой можно было бы охарактеризовать его жизненный путь, полный великих деяний, в которых не было ни капли зла.
 
Нам кажется не лишним напомнить самим себе и нашим читателям «Десять заповедей Януша Корчака для родителей»:
 
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
 
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
 
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо –  что посеешь, то и взойдет.
 
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
 
5. Не унижай!
 
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
 
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
 
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
 
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
 
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
 
Для справки отметим, что Януш Корчак, побывав на Сионистском конгрессе, не принял сионизма, и долгое время считал себя поляком во всем, кроме религии, да и к ней отношение у него было сложное. Знаменателен ответ Корчака на вопрос, есть ли Бог: «Я не знаю, есть ли Бог, полагаю, что нет, но он нужен миллионам людей, а это едва ли не то же самое, что он есть». Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918—19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование. С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве. В 1934 г. и 1936 г. он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. Он даже мечтал самому уйти в куббуц, но не мог расстаться со своим воспитанниками из «Дома сирот». В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма. За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.
 
Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак с примерно 200-ми детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.