На заседании «Баалей Тшува» говорили о еврейских именах, 24-м тевета и главе «Ваэра»

На заседании «Баалей Тшува» говорили о еврейских именах
На очередном заседание женского клуба «Баалей Тшува», которое как всегда прошло в ресторане «Маракана», было как всегда весьма насыщенно: говорили о еврейских именах, о том как и почему их выбирают, как пишут, как упоминают в молитвах, а также о дне 24 тевета, и его значении в еврейской и мировой истории, о недельной главе Торы «Ваэра», чествовали именинников и дарили друг другу подарки и хорошее настроение.
 
Это заседание было вполне зимним, и Ицхак Мальцев не только помог своей жене добраться на него сквозь пургу и метель, но и присутствовал на нем, подготовив подробный очерк для нашего сайта.
 
 

Женский клуб «Баалей тшува». Под прицелом — тема «Еврейские имена»

 
Открыла программу руководитель клуба Ася Рахель Заекина, поблагодарившая собравшихся за энтузиазм и активность – добрались все, хотя на улице снежные заносы и гололед (ну, так нам, южанам, кажется, по крайней мере).
 
«Как вы думаете, — спросила Хая Мушка Мальцева, — какое имя получат многие еврейские мальчики, родившиеся сегодня? Правильно, Шнеур Залман. Ведь сегодня йорцайт основателя движения ХаБаД Шнеур-Залмана из Ляд, известного всем как Альтер Ребе. В этом традиция нашего народа – давать родившимся имена ушедших из нашего мира праведников.
 
Дальше Хая Мушка продолжила свой рассказ, перейдя к главной еврейской книге. В начале второй книги Торы «Шмот», в ее первой одноименной главе, которую мы читали на прошлой неделе, Вс-вышний перечисляет сыновей Йакова, называя всех их по именам. Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон объясняет, что имя человека выражает его глубинную суть. Оно является отражением нашей Б-жественной души, и всякий раз, когда еврея называют по имени, усиливается связь его внешнего «я» с внутренней истинной сущностью. При этом человек получает приток жизненности, света, ибо с помощью произнесения его имени открываются каналы его связи с Творцом, итогом чего является еще лучшее понимание желания Вс-вышнего. Вот почему так важно, чтобы наше окружение привыкло и звало нас по нашим еврейским именам.
 
Если вещь сосчитана, она не исчезает – сказали нам мудрецы. Вс-вышний сосчитал тогда сынов Йакова, назвав всех поименно, чем показал нам проявление любви к своим детям, дав нам, таким образом, технологию достижения успеха: хочешь раскрытия огромного потенциала своего ребенка — называй его по имени.
 
Известно, что все родители желают добра своему чаду, в честь чего одаривают его всевозможными подарками по мере своих материальных возможностей, а то и сверх их, купают малыша в лучах своего внимания, в общем, чего только они не делают, дабы выразить свое отношение к маленькой своей копии. И за всем этим надо не забывать, что есть еще один способ проявления любви к ближнему — это называние его по имени. Конечно, мы имеем в виду еврейское имя. Активизация его жизненности – это ли не настоящий подарок, который, с одной стороны, как будто не требует от нас особых усилий и материальных затрат, а с другой – является истинным проявлением нашей к нему любви. А любовь, в свою очередь, пробуждает душу. И если подарки и прочие проявления внимания зависят от многих факторов – нашего отношения, финансового состояния, возраста и т.п., и это все внешние обстоятельства, то, обращаясь к человеку по имени, мы срываем все давящие на него ограничения, ибо при этом всегда происходит непосредственный контакт с самой сущностью собеседника. А она выше любых условностей и ограничений.
 
В завершение своего выступления Хая Мушка Мальцева предложила женщинам провести небольшой эксперимент. Каждая участница написала имя, которое ей дали при рождении, и имя человека, в честь которого она была названа. Затем надо было написать имена, которые они дали своим детям, а кто и внукам (опять со ссылкой на тех, в честь кого были даны эти имена). По окончании этого эксперимента несколько человек поделились своими наблюдениями и выводами из истории своих семей. Это были Ася Рахель Заекина, Двора Фурлендер и Лея Лифшиц. Таким образом, мы увидели, что традиции еврейского имени живы и делают свое доброе дело в процессе нашей еврейской самоидентификации.
 
Так давайте будем давать нашим детям еврейские имена, проявляя, таким образом, к ним истинную заботу и милосердие. А если не сделали это по каким-то причинам в срок, не опускаем руки и исправляем это упущение при первой возможности. Мальчик получает имя в процессе обряда обрезания, а девочка – при публичном чтении в синагоге свитка Торы. То же самое и в отношении взрослых людей. Итак, женское имя рождается в понедельник, четверг, субботу, а также в еврейские праздники (в эти дни читается Сефер Тора), а мужское – в любой день, когда к вам приедет моэль. Обрезание для родившегося малыша он сделает на восьмой день, как и заповедует нам наша Тора, ну а остальным – это уж как договорятся о дате. Как видите, есть нюансы.
 
Очень понравилось участницам клуба также выступление Реувена Гринберга. Он рассказал и об отмечавшемся в этот день двухсотлетии ухода из нашего мира автора концептуального труда «Тания» Альтер Ребе, и о возможностях упоминания имени человека в молитве, и о традиции написания имен в Сефер Торе, свитке Эстер и других работах, связанных с софрутом. В завершение Реувен написал желающим их имена на пергаменте.
 
О текущей недельной главе «Ваэра» поведала Ривка Марголина. Еще она рассказала историю своего имени, а также вручила символический подарок Голде (Ольге) Гулько, хозяйке уютной «Мараканы». Подарком оказалась чашка, ибо она, являясь аксессуаром обряда чаепития, обязательный предмет, способствующий миру в доме. В семье, в которой долго не могут закончить чайную церемонию – потому что ей сопутствует приятное общение в кругу близких людей – всегда будет желанный шалом байт.
 
В этом клубе есть еще одна изюминка – его участницы не безразличны друг к другу. Так в этот день Рахель Виноградова принесла подборку журнала «Мир еврейской женщины», и предложила подругам взять домой почитать. Я знаю, а ты — пока нет. Где ж тут полнота счастья? Делимся!
 
А еще всегда есть то, что за кулисами. Это подготовка праздника. Скажем большое спасибо Асе Рахель Заекиной и Саре Гомберг, отдающим много сил прекрасному клубу «Баалей Тшува», направляющему мысли и действия его участниц в правильное русло, выводящее всех в бескрайнее море еврейской жизни.
 
А как тема «Еврейское имя» может быть воспринята не только в теории? Барух Ашем, нас выручили реальные именинницы Рахель Виноградова, Блюма Рудовская и Крейна Сара Фролова. В их честь был представлен благородному собранию изысканный праздничный торт. Было вкусно, а в клубе – тепло и уютно («Я ел, я знаю»). И, прежде всего — от дружеской атмосферы, как всегда царящей в компании «Баалей тшува».
 
Фотографии также сделал Ицхак Мальцев, и мы просим наших читателей не слишком строго судить их – в конце концов, мобильным телефоном, даже если его назвать «фронтовой «Лейкой», лучше пользоваться для звонков. (В данном случае это была модель Samsung GT-B7722i, но это относится, по нашему мнению, ко всем «мобилам»)
 
Кстати, о «Лейках». Фотоаппарат «Leica» является первой массовой 35-мм фотокамерой. Ее первые прототипы были созданы в 1913 году Оскаром Барнаком. Барнак использовал стандартную кинематографическую 35-мм пленку, но с вдвое большим размером кадра 24×36 мм с соотношением сторон 2:3. В 1932 году появилась «Leica II» – первый в мире малоформатный дальномерный фотоаппарат. На фотоаппарате стоял оптический дальномер, сопряжённый с фокусировкой объектива. В СССР выпускались клоны камеры «Leica II» –  фотоаппараты «ФЭД» и «Зоркий».
 
Следующей моделью стала «Leica III» – фотоаппарат с увеличенным диапазоном выдержек. «Leica III» выпускалась в нескольких модификациях.
 
Сейчас мечтой многих (в том числе и нашего сайта, но, увы, несбыточной) является Leica M9-P – первый и единственный на данный момент дальномерный цифровой фотоаппарат с полнокадровым сенсором. (Рекомендуемая стоимость в Великобритании составляет 5395 фунтов стерлингов (включая НДС), в США – 7995 долларов). К теме статьи это, впрочем, отношения не имеет, но кто же может спокойно слышать такие слова…
 
А Ицхаку Мальцеву – наша искренняя благодарность за текст и за фотографии.