Возвращение здания синагоги Штейнбаха в польском городе Перемышль может послужить хорошим примером путей национального объединения на позитивном примере восстановления исторической справедливости.
Перемышль — пограничный город на юго-востоке Польши, расположенный на реке Сан, вблизи Украины.
Еврейская община существовала в Пшемысле (польский вариант названия Перемышля) с 1367 года. В 1542 году в городе проживало 18 еврейских семей. В 16 веке в Пшемысле поселились потомки сефардов, изгнанных из Испании и Португалии. В 1559 году король Сигизмунд II Август даровал евреям Пшемысля хартию, подтверждавшую их право на постоянное жительство в городе и разрешавшую им приобретать дома у христиан. В 1567 году Стефан Баторий издал постановление, наделявшее евреев Пшемысля широкой автономией и определявшее отношения общины с государственной властью.
До начала Второй мировой в Перемышле проживало более 13 тысяч евреев, что составляло более четверти от всего населения города.
Инициатором строительства синагоги в 1905 году стал перемышльский еврейский активист Моисей Шейнбах. Перемышль, был тогда частью австрийской Галиции.
Строительные работы начались в 1910 году и из-за задержки, вызванной Первой мировой войной, длились 8 лет. Просторное здание с высоким потолком стоит уже почти сотню лет, хотя и лишилось многих декоративных деталей в коммунистический период реконструкции, и теперь его внешний вид резко контрастирует с тем зданием, которое еще можно увидеть на старых фотографиях.
В архитектуре синагоги неороманский стиль и классика сочетается в эклектичном декоре. Спроектировано оно было архитектором Станиславом Маерски. Внутренняя отделка на стенах и потолке была декорирована сценами из Танаха и истории Эрец-Исраэль.
Интерьер отражает влияние движения Молодая Польша — польской версии движения Модерн (Арт нуво). В синагоге было много витражей авторства перемышлянского художника-еврея по имени Адольф Биненшток (Adolf Bienenstock), который был выпускником краковской Академии изящных искусств. Биненшток учился у заметного польского художника Юзефа Мехоффера (Józef Mehoffer).
Во время Второй мировой войны нацисты устроили в синагоге конюшню.
Когда в 1945 году война закончилась, синагога вновь стала служить местным евреям и была их молитвенным домом. В 1946 году «Конгрегация иудейского вероисповедования в Перемышле» провела ремонт здания, в котором одно из помещений было отведено для богослужений.
В 1953 году, вопреки протестам местного еврейского населения, коммунистические вандалы отобрали синагогу. Здание было переведено на баланс города. В нем устроили склад текстиля, а все предметы, книги потребовали вынести.
В 1967 году здесь разместили библиотеку, а еще через год остаток еврейской общины вынудили «добровольно» передать это здание библиотеке в бессрочное пользование. Будучи публичной библиотекой, здание приобрело безликий казенный интерьер, с книжными полками и стенами, выкрашенными в белый цвет.
Однако, после избавления Польши от коммунистической диктатуры, вновь начинается борьба за возвращение синагоги законным владельцам. Интересно, что это движение было поддержано Перемышльским отделением Общества польских библиотекарей, а также Публичной библиотекой в Перемышле.
Именно благодаря этим организациям в октябре 2006 года в синагоге состоялась первая за много лет субботняя молитва, организованная по случаю «Дней памяти евреев Перемышля».
В 2013 году в синагоге Шейнбаха прошло мероприятие «Память и слово». Была открыта фотовыставка «Евреи в современном Львове», автором которой является Яцек Швиц, а также был конкурс чтецов стихов еврейских поэтов. Больше всего публики пришло на концерт ансамбля Неоклез. Мероприятие было организовано по случаю предстоящей передачи синагоги Еврейской религиозной общине.
Библиотека вскоре будет переведена в подготовленное для нее здание бывшего Гарнизонного клуба, а здание синагоги Шейнбаха станет не только религиозным, культурным и историческим центром для польских евреев и гостей Речи Посполитой, но и вернет ощущение общей истории и исторической справедливости всему социуму.
Совместные усилия представителей национальной элиты, местной интеллигенции и еврейской общины приносят свои плоды – не быстро, но находится консенсус, и возвращение синагог служит сплочению нации и повышению ее самооценки. Опыт Польши, Чехии и других цивилизованных стран может служить примером для государств, образовавшихся на постсоветском пространстве и формирующих гражданские и политические нации – объединение на почве восстановления исторической справедливости.