Один из крупнейших культуртрейгеров мирового масштаба, Сол Заенц (Saul Zaentz, варианты написания — Шауль Зейнц, Саул Зэнц, Зентц, Зэнтц), скончался в возрасте 92-х лет, в своем доме в Сан-Франциско (Калифорния, США). Он был одним из легендарнейших кино и музыкальных продюсеров США, лауреатом трех «Оскаров», создателем знаменитых киношедевров – «Пролетая над гнездом кукушки», «Амадей», «Английский пациент» и многих других.
СМИ в сообщениях о смерти Сола Заенца, часто делают упор на то, что он был владельцем прав на все имена персонажей и названия из книг Джона Рональда Руэла Толкиена «Хоббит» и «Властелин колец», а принадлежащая ему компания «Middle-Earth Enterprises» была одним из основных организаторов всех экранизаций этих книг, что именно он передал в 1997 году право стать продюсером (а также автором сценариев и режиссером) их масштабных эпических экранизаций новозеландцу Питеру Джексону, а когда New Line Cinema в 2008 году попыталась начать делать «Хоббита» без него, Сол Заенц заявил, что согласен на съемки фильма только при условии участия Джексона, и если до конца 2009 года New Line Cinema не урегулирует свои отношения с режиссером и не приступит к съемкам, Сол отзовет лицензию и вместе с Джексоном приступит к поискам другой студии.
Но не так широко известно, что задолго до этого Сол Заенц открыл миру великую группу Creedence Clearwater Revival, дав контракт Джону Фогерти и его друзьям и взявшись за ее продвижение (впрочем, как это часто бывает, став знаменитыми музыканты перестали радоваться тому, что имеют, и, желая получать еще больше, поссорились из-за денег). Глубоко обиженный на мир музыки, но верный своему принципу уважения к свободе творчества, сформулированному им так – «пусть создает – созидающий» (отметим, что в этой формуле не сказано, кто должен на этом зарабатывать), Сол Заенц бросает музыкальный бизнес и Fantasy Records и с начала 1970-х годов решает заняться продюссированием фильмов.
Некоторые говорили, что после пятидесяти начинать жизнь совершенно по новому не получается, но Сол Заенц своим примером опровергнул скептиков, добившись выдающихся успехов именно как кинопродюсер – практически все его картины стали мировым культурным событием и получили широкое признание и много наград. Заенц не стремился снимать «максимально коммерческое» кино, он хотел делать хорошие, качественные фильмы, веря в то, что это правильно и приносит свои плоды.
С этого же времени начинается его «толкиеновский» период. Он знакомится с самим Профессором и его семьей, их отношения становятся весьма близкими. В 1976 году он выкупил у сыновей Толкиена за 15 миллионов долларов все права не только на экранизации, но и на любое другое использование имен, названий и прочих элементов вселенной Средиземья, упомянутых в книгах «Хоббит» и «Властелин Колец». Сол основал компанию Tolkien Enterprises (позже она переименована в Middle-Earth Enterprises), которая стоит за всеми экранизациями и сценическими воплощениями «Хоббита» и «Властелина». (Однако, надо отметить, что юрисдикция Middle-Earth Enterprises, не распространяется на другие работы Джона Рональда Руэла Толкиена, в том числе на посмертно обнаруженное творчество, в частности на «Сильмариллион». Они принадлежат организации Tolkien Estate, возглавляемой сыном писателя, Кристофером Толкиеном. Соперничество между этими двумя организациями часто огорчало Сола Заенца: так, Кристофер через суд пытался помешать съемкам фильмов по «Властелину Колец» и «Хоббиту», желая снова получить денег, теперь уже 160 млн. долларов).
В последние годы Сол Заенц страдал болезнью Альцгеймера.
Благословен Судья Праведный!
Да поднимется душа Сола Заенца в Ган-Эйдэн, да укроет его Вс-вышний под крыльями Шехины своей, да будет память о нем благословенна.