История Синагоги

старое фото синагога

История еврейской общины города тесно связана с историей расселения евреев в нашей стране.

 

Первое упоминание о живших на территории современного украинского государства евреях относится к I веку до н. э. Возникновение больших еврейских общин связано с победами князя Святослава над хазарами в 965 году, когда часть плененных евреев поселили в Киеве. В XIII веке на территории Галицко-Волынского княжества селились евреи из Германии и Восточной Европы. Поток этих переселенцев увеличился в конце XV века, когда евреев Германии преследовал император Максимилиан I. Так формировалась еврейская община Украины, которая, пройдя через множество испытаний, через погромы, страшные годы восстания Богдана Хмельницкого, Холокост, коммунистический режим, сохранилась до наших дней. Одним из важнейших центров развития еврейской жизни в Украине был и остается город Днепр, ранее Днепропетровск и Екатеринослав.

 

История местной еврейской общины начинается практически с момента основания города в 1776 году. В 1791 году императрица Екатерина II издает указ «О предоставлении евреям гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области». И уже в 1793 году в Екатеринослав, тогда уже губернский город, устремились евреи. К рубежу XVIII–XIX веков численность еврейского населения города превысила 300 человек, а в губернии евреев жило около тысячи. Они активно способствовали развитию города; так, например, первый каменный дом в Екатеринославе построил купец Гирш Луцкий в первой трети XIX века. Еврейские купцы занимались и транспортировкой льна – одной из основных статей экспорта губернии – через пороги, по Днепру, в Одессу. Но в основном евреи Екатеринослава в те времена были портными – этим занимались около четверти еврейских семей города.

 

Экономическая история Екатеринослава-Днепропетровска – металлургического центра Российской империи, Советского Союза и современной Украины – также началась с того, что еврей Заславский в 1832 году на Литейной улице построил чугунолитейный завод. В 1833-м открылась суконная фабрика Неймана.

 

Культурная жизнь города также всегда была тесно связана с евреями. В 1843 году купец Абрам Иосифович Луцкий строит каменное здание театра. До 1885 года этот театр был главным центром культурной жизни Екатеринослава: здесь давали представления лучшие гастролеры, в том числе труппа Бергера с итальянскими певцами и украинские труппы Кропивницкого и Старицкого.

 

В то время евреи Екатеринослава составляли 15% населения города. Естественно, городу нужна была большая синагога, и в середине XIX века открылась Хоральная синагога, которая в 90-х годах ХХ в. получила название «Золотая Роза». Она была построена на месте сгоревшего в 1833 году здания деревянной синагоги, построенной в 1800 году. «Золотая Роза» на долгие годы стала одной из достопримечательностей города благодаря изысканным архитектурным решениям.

 

В 1897 году евреи составляли уже более 36% городского населения, при этом еврейским промышленникам принадлежало около четверти предприятий Екатеринославской губернии. В первые годы XX века евреем Спектором в Екатеринославе был построен один из лучших на тот момент в Российской империи кинотеатр на тысячу мест. 

 

В 1900-х годах еврейская жизнь Екатеринослава, несмотря на прокатившиеся по городу погромы, была разнообразна и активна. Ставились еврейские спектакли, строились новые синагоги и молитвенные дома, больницы и учебные заведения. Евреи участвовали в работе Городской думы, главным раввином города был избран Леви-Ицхок Шнеерсон, открылся Екатеринославский еврейский политехнический институт… Но развитие еврейской жизни было остановлено: сначала революцией и Гражданской войной, затем антиеврейской, антирелигиозной политикой советской власти. К концу 20-х – началу 30-х годов были закрыты практически все синагоги города, в том числе и Хоральная синагога. Это привело к тому, что в 1932 году, при введении паспортов нового образца со знаменитой «пятой графой», многие евреи сменили фамилии и указали нееврейскую национальность.

 

Во второй половине 30-х годов во всей стране достигла пика волна сталинских репрессий, которая коснулась и еврейского населения города. Многие евреи были арестованы и расстреляны по обвинениям в создании «сионистских шпионских организаций». По обвинению в создании «антисоветского еврейского клерикального подполья» был арестован и сослан в Казахстан Главный раввин Екатеринослава-Днепропетровска Леви-Ицхок Шнеерсон, который все годы советской власти активно помогал евреям соблюдать еврейские законы, был настоящим духовным лидером еврейской общины тех лет. Еврейское население города в эти годы превышало 40 процентов.

 

25 августа 1941 года Днепропетровск был оккупирован фашистскими войсками. Еврейская община города в полной мере познала ужас Холокоста — в октябре этого года были расстреляны более 11000 евреев – жителей Днепропетровска.

 

После окончания войны еврейская община города предпринимает попытки вновь получить в пользование здание синагог, однако получает отказ. У общины остается только здание на Коцюбинского, 7 (сейчас его называют Малой синагогой). Малая синагога до 2000 года оставалась единственной в городе действующей синагогой.

 

Антисемитская истерия 1949–53 годов не миновала и Днепропетровск. На празднование Рош А Шона в сентябре 1952 года синагога была забросана камнями. В местной печати появились антисемитские статьи. Начались повальные проверки в медицинских учреждениях в связи с «делом врачей», антиеврейские кампании начались в учреждениях и на предприятиях Днепропетровска. Только смерть И. Сталина в марте 1953 года остановила эту вакханалию, но не закончилась антиеврейская политика Советской власти. Антиизраильская политика СССР предполагала постоянный контроль за деятельностью иудейских общин, который усиливался год от года. К 80-м годам XX века в Малую синагогу приходили считанные пожилые евреи, и только по большим праздникам там собиралось заметное количество людей.

 

В связи с изменениями в жизни Советского Союза в конце 80-х годов, в Днепропетровске предпринимаются первые попытки возрождения еврейской жизни, создания еврейских культурных и общинных организаций. Однако подлинное начало еврейского возрождения в Днепропетровске начинается с приездом в июне 1990 года посланника Любавического Ребе раввина Шмуэля Каминецкого и  его супруги ребецн Ханы.

 

С июня 1990 года возрождение еврейской жизни в Днепропетровске развивается нарастающими темпами. В 1991 году открывается еврейская школа, которая за короткий срок становится одной из крупнейших в Европе. Открываются благотворительные фонды и культурные организации. В 1992 году свыше 5 тысяч евреев принимают участие в грандиозном Ханукальном концерте во Дворце спорта «Метеор». Установлены тесные связи с еврейской общиной Бостона, благодаря чему в Днепропетровске открыты женская гинекологическая клиника, детская поликлиника, проводится вакцинация детей и новорожденных, в ряде больниц устанавливается уникальное медицинское оборудование, открываются программы поддержки микрокредитования женщин риска, помощи детям из неполных семей «Большой брат – Большая сестра», реабилитации детей со специальными потребностями (ДЦП, аутизм). Осуществляется проект протезирования при переломах шейки бедра и многое другое.

 

Создается развитая инфраструктура развитой Еврейской общины, реконструируется здание хоральной синагоги “Золотая Роза” (2000г.). Создается дом для пожилых людей “Бейт-Борух” (2002г.). Открывается уникальный детский образовательный центр “Бейт Циндлихт»”(2003г.). Открывается благотворительная столовая “Бейт-Борух”. И многое другое.

 

В 2012 года открывается крупнейший в мире еврейский центр «Менора». С момента открытия центр «Менора» стал важной достопримечательностью города, в нем проходят важнейшие не только еврейские, но и городские мероприятия, а также форумы и события национального и международного уровня. В центре «Менора» находятся такие важные институции, как музей «Память еврейского народа и Холокост в Украине» и Украинский институт изучения Холокоста «Ткума»; Консульство государства Израиль и почетные консульства некоторых европейских стран; Еврейский Медицинский Центр; образовательные, культурные и социальные фонды и организации, а также объекты культурно-деловой инфраструктуры – помещения для конференций и залы торжеств, а также индустрия сферы гостеприимства. В «Меноре» проходят крупнейшие форумы, конференции, общественные мероприятия, концерты, приемы, торжества и другие ивенты.