В Витебске (Беларусь) прошла презентация документального фильма, посвященного судьбе еврейского местечка Колышки (ударение на последний слог), уничтожению его жителей гитлеровскими нацистами 18 марта 1942 года и истории спасения еврейской семьи.
«Проект "Сломанные судьбы" — это попытка не дать забыть самое страшное преступление из всех возможных — уничтожение целого народа, — говорит о цели проекта автор идеи фильма и продюсер Светлана Васильева. В фильме «Сломанные судьбы. Колышки» рассказывают о тех страшных событиях и чудом спасшиеся очевидцы – сестры Роза и Людмила Амромины и деревенский хранитель исторической памяти учитель Константин Иванов.
Проект «Сломанные судьбы» реализуется при поддержке фонда Genesis Philanthropy Group. Будут ли в его рамках созданы подобные фильмы о других местечках или о других судьбах спасения в период Холокоста – не сообщается.
Фильм «Сломанные судьбы. Колышки» представлен в свободном доступе.
Для справки. Уже в конце XIX века Колышки были крупным еврейским местечком, расположенном на пути из Витебска в Смоленск. По статистике 1897 года в Колышках проживало 1127 евреев, что составляло 71,9% от общего количества населения. Основными сельскохозяйственными культурами были картофель, овощи, лен, поэтому Колышки развивались как торговый и ремесленный центр. В местечке евреи работали преимущественно в качестве мелких ремесленников — сапожниками, портными, кожевенниками, кузнецами, извозчиками, красильщиками. В Колышках издавна имелся свой парикмахер, чем местечко очень гордилось. Изготавливали плетеные изделия; корзины, лапти, бочки, ложки. Эту продукцию продавали на кирмашах (ярмарках), которые проводились в Колышках два раза в год, а в другое время она вывозилась в Смоленск, Витебск, Рудню.
Колышки вплоть до Второй мировой войны оставались еврейским местечком. По переписи 1939 года численность евреев составляла 67,4%, это был самый высокий процент по всей области. (Витебск – 22,2%, Полоцк – 21,8%, Сураж – 15,4%). Здесь была двухэтажная синагога. До 1938 года работала еврейская семилетняя школа.
10 июля 1941 года гитлеровцы оккупировали Колышки. Согласно показаниями жителей села Ольги Ноткиной и Петра Липшина, эвакуироваться почти никому не удалось — никто не предполагал, что немцы зайдут так далеко, к тому же до железной дороги было очень далеко (20 км), и транспорта никакого не было.
Нацисты сразу открыли полицейскую управу, назначили старосту и приступили к решению «еврейского вопроса». В местечке были как местные евреи, так и бежавшие из Витебска, и всех их сразу согнали в гетто, запретив покидать его без дозволения и обязав под угрозой смерти носить на одежде желтые шестиконечные звезды. За укрывательство евреев наказанием был расстрел.
Жизнь в гетто была невыносимой — евреи ютились по пять семей в одном доме, голодные и больные. Заболевших нацисты сразу расстреливали. Фашистские пособники — полицаи — безнаказанно зверствовали, грабя и убивая евреев, с садистским удовольствием напоминая им, что в соседних местечках Сураже, Яновичах, Добромысле и Рудне евреев уже убили, и «скоро возьмутся и за вас». Прямо на улице убили Мину Амромину, Григория Фомина, беженца из Витебска Зяму. Подростка Хаима Бляхера и старика Вульфа Мерзляка избили до полусмерти, а его брата заставили до изнеможения бегать, потом убили прикладом по голове. Пятеро мужчин были убиты за то, что осмелились побираться в деревне.
17 марта 1942 года рано утром карательный отряд фашистов полностью оцепил местечко. «Каратели… начали сгонять все население на базарную площадь — и русских, и евреев, но затем всех русских отпустили по домам, а евреев заперли на колхозном дворе… В это время разведка Красной армии со стороны Понизовья застрочила из пулемета. Каратели засуетились и начали поджигать все еврейские дома. И кто прятался в подвалах, начали выскакивать, а немцы тут же расстреливали их. Очень многих убили: и детей, и особенно слабых стариков… Немцы спешно построили всех евреев в колонну и погнали в направлении Лиозно, и по дороге обессилевших пристреливали. На следующий день, 18 марта 1942 года, их всех убили близ деревни Адаменки» — в Адаменском рву возле Лиозно, – рассказано в «Справочнике о местах принудительного содержания гражданского населения на оккупированной территории Беларуси 1941-1944». Адамушко В. И., Бирюкова О. В., Крюк В. П., Кудрякова Г. А. Там же указано, что сохранились архивные данные о гетто в Колышках (НАРБ, ф. 845, оп. 1, д. 7, л. 3-4).
Обелиск в память о погибших евреях в Колышках был установлен только в 2003 году.
В коллаже использованы картины Илекса Беллера из серии «Жизнь в штетл в 80-ти картинах»