Статья нашего сайта «Выборы делегатов на Сионистский конгресс. Правила и условия» вызвала широкое общественное обсуждение, как по существу вопроса, так и по форме изложения материала. С редакцией сайта связалась руководитель Избирательного Штаба Елена Заславская и попросила внести ясность в принципиальный вопрос о кандидатах в делегаты Сионистского конгресса, то есть в раздел, который был озаглавлен «Кого мы избираем, кто они и сколько их?».
«Мы с удивлением прочитали в статье, – сообщила госпожа Заславская, – что якобы кандидаты, названные в бюллетенях, являются только рекламными фигурами, и что якобы впоследствии партия, которую они представляют, может заменить их на любых других по своему желанию. Это совершенно не так. Подчеркиваю: как и указано в Положении о выборах делегатов, баллотируются те кандидаты, кто указан в бюллетене, и именно они (в случае, если партия, которую они представляют, наберет достаточное количество голосов) будут делегатами на Конгрессе. Ни центральные штабы израильских партий, ни их украинские отделения не имеют права менять по своему усмотрению список делегатов и назначать других людей вместо избранных».
Мы задали Елене Заславской уточняющий вопрос: «В списках партий указано две, иногда три фамилии. Если партия получит больше мандатов – кто будет от нее дополнительными делегатами? Как и кем будут определяться новые люди на эти места?».
Елена Заславская ответила: «На одном из заседаний Избирательной комиссии, в которую входят представители украинских отделений сионистских движений и партий, было принято решение выделить от каждого движения по три кандидатуры. Основным аргументом было вполне тривиальное мнение, что евреи Украины практически не знакомы с сионистскими движениями и партиями, представленными в ВСО. Поэтому было важно персонифицировать выборы, так как украинский избиратель и на своих, украинских выборах голосует не столько за идеологию (в Украине пока плохо обстоит дело с идеологией партий), сколько за лидеров или за списки основных кандидатов. В итоге, некоторые движения выделили по три кандидатуры, иные ограничились двумя. Если партия или движение получит в результате выборов больше мест, чем было указано кандидатов, то руководящий орган украинского отделения партии или движения предложит дополнительные кандидатуры».
Мы задали Елене Заславской еще вопрос: «А если после выборов те или иные избранники по какой-то причине не смогут поехать на Конгресс в качестве делегатов и участвовать в его работе? Что произойдет с их мандатом, кто им будет распоряжаться?».
Елена Заславская ответила: «В ВСО, кроме делегатов, есть также институт дублеров («мемалей маком»). Когда начинает формироваться делегация, партия или движение указывает фамилии не только своих делегатов, но также и дублеров. В случае, если основной кандидат не сможет поехать, то его место должен занять первый или второй дублеры».
Как мы поняли из беседы, этот процесс – когда «делегация начинает формироваться» – случится после выборов, когда станет понятно, сколько у партии или движения мандатов, и до выборов имена «дублеров» будут неизвестны.
Также пани руководитель избирательного штаба попросила нас обратить внимание наших читателей, что «вообще сионистские партии в диаспоре не являются прямыми продолжениями израильских партий. Есть корреляция только в отношении распределения мест среди делегатов ВСО от Израиля: израильские партии, получившие в результате всеизраильских выборов места в кнессете, получают определенную пропорциональную квоту в израильском секторе ВСО (или не получают, если партия не прошла в кнессет)».
Наш сайт выражает самое искреннее сожаление в связи с тем, что в своем материале мы некорректно изложили вопрос о формировании корпуса делегатов. В статью, опубликованную ранее, внесены соответствующие правки
С другой стороны, мы очень рады тому, что такой высокий авторитет, как сама руководитель избирательного штаба, разъяснила нашим читателям этот вопрос, ибо, как говорится, «кадры решают все».
Также пани Елена Заславская посоветовала нам внимательно почитать серию ее интервью с одним из пионеров и самым известным лидером сионистского движения в нашей стране Иосифом Зисельсом, особенно этот текст и этот тоже.
Что же мы там прочитали по затронутому вопросу о кандидатах и способах их превращения в делегатов?
Из интервью Иосифа Зисельса, датируемого июнем 2015 года:
«…Л: А Ваша кандидатура рассматривается в качестве делегата?
И: Нет, еще раз говорю, там участвуют не делегаты, а движения. Я принадлежу к определенному движению внутри сионистского спектра. Это не партийное движение, это так называемая Конфедерация общих сионистов. Это не правая, не левая, это общая структура, но она имеет свой небольшой сектор в сионистском движении. И я себя идентифицирую с этой структурой.
Л: То есть, Ваша кандидатура тоже рассматривается?
И: Не кандидатура, а Конфедерация. Конфедерация аффилируется еще с несколькими сионистскими организациями, которые не имеют ярко выраженной партийной окраски, например, такие как «Наамат» или «Вицо» – женские внепартийные движения…
…Несколько внепартийных групп, имеющих свой сектор во Всемирной сионистской организации, заполняют его своими кандидатурами. То есть, если в Украине на выборах Конфедерация займет какое-то место, достаточное число голосов будет за нее проголосовано, тогда тот человек, который является представителем конфедерации, а в данном конкретном случае это я, попаду на этот съезд. Не наберет – не попаду.
Л: Учитывая, что всего 6 человек, то возникнет…
И: Я думаю, будет 7. Наверное.
Л: Даже 7?
И: Зависит от того, сколько будет принимать партий участие. Мы еще не определились с форматом, а какие партии хотят участвовать, может, некоторые не хотят участвовать. Но у некоторых могут быть свои квоты. И они идут по центральному распределению.
Допустим, «Маккаби». «Маккаби» имеет свой сектор. И оно само заполняет свой сектор во Всемирной сионистской организации за счет представителей в разных странах. И они берут представителя «Маккаби», а он член нашего правления в Сионистской Федерации. И они берут его, для него есть место – это значит, что «Маккаби» в наших выборах уже не участвует. Потому что у них уже есть свое отдельное место. И т д».
Из более позднего интервью Иосифа Зисельса, но также датируемего июнем 2015 года.
«…Л: Как Вы считаете, сионистски настроенные граждане Украины — они больше выбирают личность или партию? Вот они будут голосовать за Вас или за каких-то других личностей… Или за партию?
З: Людям мало знакомы партии и движения. И потом, в Украине, как в части евразийского пространства, все еще есть определённая идентичность людей, которая движет ими в определённые моменты жизни. И не случайно украинские партии называются «Блок Петра Порошенко», «Блок Юлии Тимошенко» или аналогично. Потому что здесь, в Украине, партии лидерские, и это означает, что голосуют за лидера, а не за программу партии. Такова ментальность. Поэтому я думаю, что и в сионистских выборах проявится такое же поведение. Хотя про евреев нельзя сказать, что у них совсем одинаковая идентичность с основной массой украинцев, но она очень похожа. Так что я думаю, что в голосовании они будут поступать так же: или они будут голосовать за известные им движения, или за известных им людей…
…Естественно, делегаты поедут. Эти несколько человек будут представлять реально функционирующие политические и внепартийные движения, а также те организации, которые являются субрелигиозными: реформистское и консервативное течения, и организацию «Лави», которая принадлежит правому сионистскому религиозному лагерю. И понятно, и естественно, что члены этих организаций будут голосовать за своих. Все же остальные будут голосовать за личности, которых они знают. И я не думаю, что это очень сильно повлияет на результаты. Но это очень важный шаг, потому что мы впервые в истории проводим выборы от населения. Обычно организация проводит выборы внутри своих членов, но никогда не проводит выборы среди населения».
Надеемся, нашим читателям теперь стало значительно яснее, за кого – за личности или за структуры – они голосуют, и кто будет их представлять и говорить от их имени. А ведь кто-то обязательно будет, знаете вы об этом или нет, участвуете в процессе или нет. Так что лучше принять участие и хоть как-то на это повлиять.
К сожалению, остается не так уж много времени до окончания выборов: последний день голосования — 22 июля, и журналисты, наверно, уже не успеют присмотреться к фигурам кандидатов и навести на них резкость.
Что можно (и нужно) сделать до окончательной даты? Можно и нужно успеть проголосовать.
Проще всего сделать это на сайте https://votezion.org.ua – пожалуй, другими способами можно уже и не успеть до срока.