Из Италии пришла скорбная весть для всей нашей планеты – ушел из жизни великий философ, ученый, историк, лингвист, писатель, эссеист и еще можно многое перечислить, а можно просто назвать имя – Умберто Эко.
Он изучал и любил Средневековье, а сам был подлинным человеком Возрождения, ироничным, лукавым, безгранично гуманистичным и очень светлым. Умберто Эко не был ни военным ни политическим, ни государственным деятелем, но он был человеком, который определяет эпоху, как Данте, как Шекспир, как Вольтер, кроме своих многочисленных талантов – книг, научных работ, статей – у него была еще одна великая миссия, которую он выполнял просто своей жизнью и своим талантом – он был настоящим моральным авторитетом не только для своей страны, но и для всего мира. Каждая его книга, каждая его статья открывала мир по-новому, давала возможность увидеть его с совсем необычного ракурса, увидеть такие взаимосвязи, о которых никто, кроме него не мог догадаться, и которые после него становились достоянием всех. Он показывал нам, как меняется мир, и давал нам возможность увидеть эти ключевые моменты изменения, осознать их, запомнить. Вот, что он написал о двух операционных системах, изменивших наш мир в начале 90-х годов – http://www.netslova.ru/eco/mac_vs_dos.html, а вот как он отметил изменение мира с помощью первых интернет-сервисов в конце 90-х – http://old.russ.ru/netcult/20010510_eco.html.
Многие эссе и статьи Эко фиксировали и осмысляли «изменчивый мир», а многие давали основу для того, чтобы увидеть в нем что-то вековечное и обрести инструменты для противостояния злу. Его «14 признаков фашизма» не зря были сформулированы в статье, называвшейся «Вечный фашизм», и опубликованы в потрясающей книге «Пять эссе на темы этики». Это тот инструмент, который Умберто Эко дал нам, чтобы мы могли вовремя распознавать зло, и если не побеждать, если не предупреждать, то узнавать его, и знать о нем.
Его романы показали, как высокая литература может быть увлекательной и массовой, показали всем, что интеллектуально насыщенные книги можно легко читать, и что тут дело не в сложности текста и в «неправильном» читателе, а только в том, как самая сложная вещь будет написана. Перечитаем еще раз «Имя Розы» и «Пражское кладбище», а потом его эссе и другие работы. Некоторые из них мы, может, даже не поймем, но не это важно.
Память о нем всегда будет светлой и очень долгой. Будут улицы, площади и памятники, библиотеки и колледжи. А мы будем помнить, что в истории останемся современниками Умберто Эко, ибо нам довелось жить в его эпоху.
Благословен Судья праведный!