Ашдод глазами Марины Павловой

Ашдод глазами Марины Павловой
Мы продолжаем знакомить читателей нашего сайта с замечательными фоторепортажами известной путешественницы, талантливого фотографа и популярного интернет-блоггера Марины Павловой, которая во время своего пребывания в Эрец-Исраэль подготовила серию фото-зарисовок более чем двадцати исторических мест Израиля. Мы уже опубликовали отчеты путешествий госпожи Павловой по руинам древней иудейской крепости Масада и по священному городу Цфату, а теперь предлагаем совершить виртуальную экскурсию в крупнейший порт страны – город Ашдод.
 
Современный Ашдод – шестой по величине израильский город, крупнейший порт в стране и важный региональный промышленный центр, а большая часть его населения – репатрианты из стран бывшего Советского Союза, а также евреи из арабских стран, Азербайджана и Грузии, переселившиеся сюда за несколько десятков лет до начала Большой алии из СССР.
 
Ко всем своим фотографиям Марина Павлова прилагает текст, выступающий одновременно и в качестве подписей под ними, и в роли небольшого эссе, повествующего об истории места, его нынешнем положении и впечатлениях автора. Однако в репортаже об Ашдоде она акцентировала внимание на современном городе и его жизни, не упомянув об истории древнего Ашдода. Потому мы публикуем текст Марины Павловой с некоторыми коррективами и добавлениями в скобках, дабы представить читателям нашего сайта чуть более информативный рассказ. Те же, кто захотят познакомиться с оригиналом, могут сделать это здесь .
 
 
Итак, Ашдод:
 
«О новых городах Израиля и русском языке
 
Ашдод – пятый, (а может быть шестой) по величине город Израиля, в 90-е годы был излюбленным местом для поселения выходцев из бывшего СССР. Особенной популярностью Ашдод почему-то пользовался у переселенцев из Грузии и Азербайджана. Русской речью и надписями на русском языке в Израиле вообще сложно кого-то удивить, но от Ашдода осталось ощущение, что это и вовсе местный Брайтон-Бич. Особенно яркие ностальгические ощущения оставила местная набережная, где расположены русскоязычные кафе и рестораны, играет музыка начала 90-х, а около входа стоят зазывалы, обращающиеся к каждому прогуливающемуся по набережной с фразой: «Разрешите пригласить Вас к нам в ресторан».
 
Сам по себе Ашдод – это типичный пример того, как в Израиле выглядят новые города. (Стоит отметить, что современный Ашдод был возведен в 1956 году на месте древних поселений, которые появились на этой территории около 300 тысяч лет назад, в период Нижнего Палеолита. Укрепления же появились здесь во второй половине XVII века до н. э., и вплоть до XIII—XII веков Ашдод был хананейским городом, активно торговавшим с Кипром, островами Эгейского моря и другими государствами. После захвата «народами моря» поселений, лежащих на средиземноморском берегу, Ашдод перешел во власть филистимлян и стал их важнейшим городом, и даже столицей. Дальнейшая история передавала Ашдод в руки ассирийцев, персов, македонцев, римлян, последние же разрушили его в ходе Иудейского восстания, и процветающий город на тысячу лет превратился в небольшое поселение).
 
Обычному туристу делать там, в Ашдоде, в общем-то, нечего: около набережной есть остатки какой-то крепости (не какой-то, а вполне известной, это так называемая «Морская крепость» — памятник раннеарабского периода 640-1099 годов, и расположена она в районе археологического объекта Ашдод-Ям), в центре города – пара музеев (а именно — «Музей Ашдода имени Корин Маман» и «Музей искусств Ашдода») и, пожалуй, что все (Марина, ты говоришь за Ашдод обидно – а четыре парка и городской сад? А сигнальная башня? А движущаяся дюна? А бухты и пляжи? А заповедник «Нахаль Лахиш»? Ой, я даже не знаю, кто тебя гулял по Ашдоду!). Другое дело, что на повседневную жизнь «обычного», нетуристического Израиля посмотреть тоже интересно. В некотором роде, из современных городов Израиля Ашдод понравился мне даже больше, чем Беер-Шева, где – несмотря на ультрасовременную застройку – местами очень пустынно, или Афула, где слишком уж скучно.
 
Здесь – довольно незамысловатый центр, построенный в современном стиле. На новостроящихся домах около пляжа почему-то тогда висело очень много объявлений на французском языке: видимо, среди франкоговорящих евреев Ашдод тоже пользуется популярностью. Типичная для тех мест застройка – многоэтажные модерновые конструкции. В городе по-разному пытаются создавать уют, располагая на улицах города огромные статуи, например, памятник кифаре или чайному сервизу. (Ашдод украшают цветочные скульптуры, созданные неким Эдуардом Долкартом). Кстати, похожие прикольные фигурки, вырезанные из кустов, я видела не только в Ашдоде, но еще и где-то в районе Герцлии. Надо полагать, что они есть и в других местах.
 
Все остальное впечатление от города – это бесконечная русская речь, русские магазины, вывески на русском языке, объявления на русском, типично московские по атмосфере дворики с бабушками, сидящими на лавочках и обменивающимися новостями, старушки, продающие с рук «лучок и помидоры» и прочие. Изобилие объявлений на русском – это вообще отдельная тема.
 
За время пребывания в городе умудрилась наткнуться на магазины «Тбилиси» и «Тбилиси-2». Всю дорогу ждала, когда встречу №3. Соседство же у «Тбилиси» удачное: пекарня «Украинский хлеб». Моя любимая подборка фотографий – афиши и объявления — они отлично подтверждают слова моей тети о том, что Израиль не может быть плохой страной, потому что «туда уехала вся Одесса» (с)».