Публикация на нашем сайте «Международный скандал – 70 лет спустя во Львове власть готова продолжать преступления нацистов» вызвала бурную реакцию читателей. Некоторые упрекают нас в излишней «истеричности», другие – в предвзятости и готовности верить небылицам о якобы «имманентно присущем галичанам антисемитизме». В пример нам приводят заметку «Имя Розы» известного журналиста Виталия Портникова, опубликованную на сайте русской редакции «Радио Свобода», который «взвешенно подходит к фактам, и ставит проблему шире – о судьбе синагог Украины вообще».
Однако, хотелось бы заметить нашим критикам, что мы писали не столько о фактах, сколько о вызванном ими скандале и о том, что власти (разумеется, не только Львова, не только на Западе нашей страны) ведут себя так, как будто имеет значение только сегодняшний и завтрашний день, а ни прошлого, ни будущего не существует.
Почему при первом подозрении, что с синагогой что-то не так, при первом сигнале (а они были), мер Львова не стоял у руин «Золотой Розы» во главе возмущенных граждан, оберегая еврейскую святыню? Почему публично, с позором, не были изгнаны чиновники, допустившие такую промашку? Почему не думал он о своем городе, еврейском, польском, австрийском и украинском, о городе, который был, есть и будет, и который его задача сохранить и провести в будущее с благословением, а не с проклятием. А как вы думаете, тот, кто разрушает или не препятствует разрушать храмы, синагоги, мечети, несет в мир благословение или проклятие? Мы не зря в нашей статье вспомнили талибов – не только им, но всем афганцам горько отлились разрушенные Бамианские статуи.
А что касается статьи Виталия Портникова… Стоят, пишет он, синагоги, глядят темными стеклами. Это красивый образ, но неточный. Пустыми глазницами окон, в лучшем случае — заколоченными, глядят они в Болехове, в Золочиве, в… Да везде, если только они не снесены или уже не используются в самых разных целях. «Но на Украине все еще уверены, что речь идет просто о культовых сооружениях, которые должны восстановить сожженные войной и стертые временем еврейские общины» — грустно и как-то отстраненно сообщает автор.
Как это мило! Просто почти как «недосконалість світу…» Простим месье Портникову это «на» в отношении Украины, но не простим эти «сожженные» безличной войной, а «стертые», так и вообще, «временем» общины. Так-таки никто и не виноват? Сами по себе общины исчезли, никто великую Ашкензийскую цивилизацию не уничтожал? Ни в 20-е – 30-е под красным флагом с серпом и молотом, ни в 40-е под красным флагом со свастикой, не в 50-е – 80-е снова под красным флагом с серпом и молотом? Оказывается все просто и приятно – Идишленд стерло временем. И «Золотую Розу» сожгла война, а анизотропное время направило бульдозеры на ее останки. Действительно, не выступать же против времени. Все течет, все меняется. Где-то это уже было, что-то очень похожее – «Да, погиб, погиб… Но мы-то ведь живы! Да, взметнулась волна горя, но подержалась, подержалась и стала спадать, и кой-кто уже вернулся к своему столику и – сперва украдкой, а потом и в открытую – выпил водочки и закусил. В самом деле, не пропадать же куриным котлетам де-воляй? Чем мы поможем Михаилу Александровичу? Тем, что голодными останемся? Да ведь мы-то живы!»
Господин Портников, с одной стороны, удивлен, что на развалинах синагоги не посадили цветов, а с другой стороны, «так что ж руины так и будут в центре города?» – спрашивает он. Надо бы как-то увековечить, и руины убрать, правда, решение придет не быстро – таков его вывод. Идея восстан