К празднику Рош А Шана вышел первый выпуск «Далет Амот», нового издания днепропетровского «Колель ХаБаД Нахалас Леви» — небольшого буклета, в котором раскрываются подробности еврейских законов и обычаев.
«Далет Амот» или «четыре ама» (ам – единица длины, приблизительно равная половине метра) – фрагмент фразы из Талмуда «После разрушения Храма осталось у Вс-вышнего в этом мире только четыре ама закона».
В первом выпуске «Далет Амот» кратко раскрываются подробности 32-х законов и обычаев праздника Рош А Шана.
Издание подготовлено (изучено, обработано и представлено) духовными и материальными силами всех учеников «Колеля ХаБаД Нахалас Леви» и публикуется в заслугу Велвела бен Алла и всей его семьи. Руководитель проекта – Михоэл Корогодский.
«Разумеется, мы не претендуем на полноту раскрытия темы, — говорит Михоэл Корогодский, — мы действительно обработали очень много источников, постаравшись дать краткую информацию, максимально актуальную и практически важную. Собственно говоря, это сборник ответов на часто задаваемые вопросы. Издание будет выходить еженедельно, и в ближайших выпусках мы осветим темы «Йом Тов», «Холь а моед» и «Шева Брахот». Мы призываем читателей задавать свои вопросы, а также присылать отзывы и пожелания. Это можно сделать по телефону 093-664-63-73 или по адресу [email protected]».
Ниже мы приводим полный текст первого выпуска «Далет Амот»:
«Эрэв Рош-аШана
28 сентября 2011
1. Не говорят таханун.
2. Не трубят в шофар.
3. В течение всего дня (лучше до полудня) делают освобождение от обетов между человеком и Б-гом, но нельзя освободиться от обетов между людьми (сидур стр. 269). Осмысленное произнесение этого текста помогает избавиться от тех обетов, которые человек не в силах вспомнить, однако обещания данные Вс-вышнему и не выполненные, о которых помним, необходимо огласить в присутствии «судей». Если не успели в день перед Рош-аШана, можно освободиться от обетов до Йом-Кипур.
4. Судей может быть три, но лучше сделать это в миньяне (не нужно 11).
5. 12-ти летний ребенок должен сделать освобождение от обетов (РаМБаМ законы недарим), но не может освободить других до появления у него признаков зрелости.
6. В этом году необходимо сделать Эрув Тавшилин (сидур стр. 249), чтобы разрешить готовить со второго йом-това на шаббат. Важно: совершить этот обряд в среду, т.к. если забыл, то в сам Рош аШана уже сделать нельзя (в отличие от других праздничных дней).
Обычаи.
7. Пусть весь день не покидает человека мысль о тшуве, и тем более проанализирует свои поступки по отношению к другим людям, и не будет ждать Йом-Кипур (Сефер Сихот Цемах Цедека).
8. Обычай некоторых хасидов купить нож в эрев Рош-аШана – сгула лепарнаса («Сгулот Исраэль»). Известно, что Бааль Шем Тов говорил не давать нож в подарок.
9. Наточить ножи – хороший знак на весь год («Маасе Йехиель»).
10. Обычай печь круглые халы до Ошана Раба.
Свечи.
11. При зажигании свечей наш обычай в благословении произносить «…леадлик нер шел йом азикарон».