В еврейской школе Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» имени Леви-Ицхака Шнеерсона прошел «День воды». (Всемирный день водных ресурсов (World Day for Water или World Water Day) отмечается в течение последних двадцати лет, и в честь этого дня дата, во многих странах света принято проводить разнообразные мероприятия, призывающие к защите одного из наиболее ценных ресурсов планеты Земля – воды). Мероприятия, посвященные этому Дню проходят в еврейской школе ежегодно в течении ряда лет, но в этот раз творческими усилиями учеников младшей школы была организована выставка тематических работ, а среди учеников как начальных, так и старших классов прошли образовательные классные часы.
Однако, самым большим мероприятием, проведенным ко «Дню воды», стала деловая игра среди учеников 7-А, 7-Б и 8-А класса, к участию к которой также были приглашены преподаватели кафедры естественных наук – учитель физики Борис Таркановский и учитель химии Татьяна Хавкина, а также школьный психолог Ирина Дорошенко. Игру под названием «Мы и вода» организовала преподаватель географии Галина Кидалова, и по правилам мероприятия в ней участвовали три команды, объединенные не по классам, а в смешанные, разновозрастные группы. Важно отметить, что учителя не курировали команды, а участвовали в игре наравне с ребятами.
Игра проходила в несколько туров. Ее первый, вводный тур был информационным – участникам в режиме «мозгового штурма», без помощи пособий, учебников или Интернета, нужно было ответить на серию вопросов, связанных с темой игры, дать как можно более точное определение терминам как, например, «гидросфера», «водные ресурсы» или «водные условия». Затем, во время второго тура под названием «Вода на карте», представители каждой из команд на скорость искали на карте мира водоемы – озера и проливы, океаны, реки и моря. Третий игровой тур – «Найди пару, или одна голова – хорошо, а много – лучше» – предполагал формулирование логических пар. Для каждой команды была определена тема – или «Гидросфера», или «Реки и моря», или «Морской транспорт» – а участникам были розданы наборы фактов и понятий, касающихся той или иной темы, из которых надо было составить логические пары.
Последующие игровые туры были непосредственно связаны с решением проблем водных ресурсов, их нехватки и правильного, рационального использования. Например, команды получили такое задание: каждой из групп надо было рассчитать, сколько воды потребляет семья – в одном случае это было большое семейство с новорожденным младенцем, в другом – среднестатистическая семья из трех человек, в третьем – пара работающих молодоженов. Таким образом, ребята, примеряя на себя роли взрослых, пытались высчитать, сколько воды использует каждая семья, как это согласуется с нормами и тарифами, какой семье выгоднее поставить счетчик, а какой – выгоднее платить по нормам и тарифам, установленным государством.
Далее командам предстояло решить проблемы куда более значительного масштаба: каждая группа участников представляла отдельное государство, которое владеет водными ресурсами – например, крупной рекой или озером, или ледником. Ребятам вместе с взрослыми нужно было дать ответ на вопрос: «Как государству рациональнее использовать свой водный ресурс?». И на этот вопрос участники дали массу вариантов решений – одни предлагали построить туристические комплексы и аквапарки, другие предлагали создать большие рыбные хозяйства и развить водный транспорт, а кто-то нашел наиболее рациональным продавать экологически чистую талую воду ледника.
Завершилась деловая игра спичем «Мы и вода в будущем». «Президент» каждого государства – выбранный коллективом представитель команды – выступил с обращением к «народу». Каждый докладчик старался четко и лаконично довести до присутствующих важность проблемы сохранения водных ресурсов нашей планеты. По словам Татьяны Хавкиной, это удалось каждому докладчику, ведь ребятам удалось не только поиграть, примеряя на себя роль глав семейств и глав государств, но и извлечь из этой игры ценные уроки о том, что вода – это жизнь, которую надо всячески беречь. Так же от лица администрации школы Татьяна Хавкина поблагодарила Галину Кидалову за организацию и проведение этого яркого, интересного и полезного мероприятия.
Для справки: Идея проведения Всемирного дня водных ресурсов (World Day for Water или World Water Day) впервые прозвучала на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, приняв резолюцию 47/193 от 22 февраля 1993 года, объявила 22 марта Всемирным днем водных ресурсов. В соответствии с рекомендациями Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию этот день начали отмечать с 1993 года.