В днепропетровском академическом театре русской драмы имени Максима Горького состоялся показ музыкального спектакля из одесской жизни, под названием «Бычки в томате». Это представление прошло благодаря еврейскому культурному центру «Соломоника», работающему при поддержке «Джоинт».
Впрочем, «Бычки в томате» были в меню этого вечера, так сказать, основным блюдом, а в качестве закуски, очень острой и пикантной, была выставка работ творческих мастерских направления «Solomonika Art» и выступление его музыкальных коллективов, причем пространственное размещение музыкантов было решено весьма оригинально – они пели и играли с балкона второго яруса фойе, а внизу молодежь слушала их, то затаив дыхание, то бросаясь в стремительный пляс.
Когда-то в нашем городе не было недостатка ни в еврейских спектаклях, ни даже в целых еврейских театрах, среди которых были и музыкальные. Увы, с тех пор все изменилось, и спектакли на еврейскую тему стали редкостью, а каждый показ великолепной постановки театра Горького «Мир дому твоему» становится долгообсуждаемым культурным событием, а уж о еврейских водевилях мы почти забыли (пожалуй, к их жанру можно, и то косвенно, отнести представление «Пурим – джаз, пурим – блюз, пурим – рок&ролл», поставленное Михаилом Колывановым и Олегом Карповым в начале второй половины 90-х годов прошлого столетия).
И вот – инсценировка веселых одесских и советских песен и куплетов, ведь, наверное, каждый всю жизнь мечтал увидеть не только знаменитую «пивную на Дерибасовской», но и тех девочек – Марусю, Розу и Раю. Это ничего, что действие оригинальной песни происходит в Ростове, и нет там никакой Дерибасовской (потому-то Вася и ездит «побираться в город Нальчик»), это все интересует только ученых педантов, а в культурном пространстве песня навеки впечатана в Одессу, не в реальную, конечно, а в мифологическую, и именно ее нам показывает «Одесский театр на Нежинской», ту Одессу, которой пусть никогда и не было, но которая стала культурным архетипом, вошла в фольклор – яркая, преувеличенная, лубочная, чуть-чуть вульгарная, но, в тоже время, самоироничная и изысканная (кстати, эта художественная выстроенность и соблюдение пропорций и выдает тайну рукотворности создания мифа об Одессе, его происхождение авторское, ведь подлинный фольклор – всегда груб, прямолинеен и не знаком с хорошим вкусом, а здесь – художественный примитивизм, интеллигентный, как у Пиросмани).
«Этот спектакль нельзя сравнить с глотком воды в жаркий полдень, или с бокалом шампанского под вечерними липами, – говорит побывавший на показе «Бычков в томате» Эзра Гордон, – скорее это – как стакан хорошего крюшона или сангрии, вкус, конечно, грубоватый и простоватый, но такой приятный и желанный. В любви к таким постановкам не принято признаваться, но их любят все. Да, конечно, мы будем всем говорить, что читаем только Пруста и Джойса, Кьеркегора и Дерриду, а на самом деле, приходя домой или оставшись одни в автомобиле, мы напеваем не Шенберга, а милую «Школу бальных танцев Соломона Шкляра». Этот спектакль – «Бычки в томате» – позволяет нам получить жовиальное удовольствие, порадовать себя такими, какими мы есть, а не такими, какими мы хотим казаться. Хасидизм учит нас, что надо доставлять удовольствие не только своей Б-жественной душе, но и животной тоже. Так я хочу вам таки сказать, что эта чудесная постановка доставляет большое удовольствие животной части нашего интеллекта. Она как хороший анекдот. Так что не верьте тому, кто, выйдя с этого спектакля, морщит нос и пускается в эстетские размышления – на самом деле он, вместе со всеми, хохотал, плакал и получал массу удовольствия, за которое нам надо сказать спасибо центру «Соломоника» и Джоинту».