В свет вышел десятый выпуск «Далет Амот», издания днепропетровского «Колеля ХаБаД Нахлас Леви» – небольшого буклета, в котором раскрываются подробности соблюдения еврейских законов и обычаев.
В десятом выпуске «Далет Амот» разъясняются краткие законы Пурима.
Ниже мы приводим полный текст основной части десятого выпуска «Далет Амот»:
Четыре главы.
Мудрецы постановили читать особенные отрывки в месяц Адар, который идет перед Нисаном: Шкалим, Захор, Пара, Ходеш (Особое внимание следует обратить на отрывки Захор и Пара).
Отрывок Захор всегда читается в Шабат перед Пуримом, так как Аман был из потомков Амалека, а в Торе сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек». И, поэтому, мнение основных авторитетов, что чтение этого отрывка – заповедь из Торы, и по некоторым мнениям, так же и женщины должны слушать чтение этого отрывка. Если же вообще нет возможности прийти в Шабат на отрывок Захор, то восполнить это можно при чтении Торы в Пурим или при чтении этого отрывка в Шабат главы Ки Теце. При этом следует сказать чтецу, чтобы он имел намерение вывести, а самому следует иметь намерение выйти в заповеди Торы чтения отрывка Захор.
В некоторых общинах есть обычай шуметь во время упоминания Амалека в отрывке Захор, но законодатели считают этот обычай плохим и говорят, что от него следует отказаться.
По отношению к отрывку Пара, который читают в Шабат после Пурима, (его читают для того, чтобы все евреи молились и просили Вс-вышнего скорее окропить всех нас водой с пеплом красной коровы, и чтобы также мы смогли в чистоте приносить пасхальные жертвоприношения в Храме) существуют мнения, что это заповедь Торы, и поэтому важно также прийти послушать его в синагогу, но это не относится к женщинам.
Поскольку по многим мнениям чтение этих отрывков – это заповедь из Торы, следует очень скрупулёзно подойти к их прочтению и не вызывать к Торе (на прочтение отрывков) того, кто не может повторять слово в слово за чтецом. (Мишна брура шаар ацион 139:6).
Пост Эстер (начало 04:36* конец 18:04*).
Этот пост не является ни заповедью Торы, ни постановлением мудрецов, а лишь обычаем, и в случае необходимости, если кто-то сильно страдает, разрешено не поститься, например: беременным, кормящим или хатану в 7 дней пира. (Тем людям, у которых болят глаза, также разрешено не поститься, только в этом случае они должны перенести пост на после Пурима, (Мишна Брура 686:5) но не остальным здоровым).
Рав Форкаш разрешает чистить зубы, но при этом нужно следить, чтобы во время полоскания рта не проглотить воду.
Хатан и баалей брит не говорят таханун и не читают слихот в общественные посты (Бадей аШульхан 25:2).
Тех, кто не постится, вызывать к Торе нельзя, но разрешено вызвать их на сворачивание и поднятие.
В пост перед молитвой минха каждому еврею старше двадцати лет следует дать в цдаку 3 монеты, которые называются «половина», в память о полушекелях, которые собирали в храме в месяце Адар на общественные жертвоприношения. Предпочтение отдается монетам, в составе которых присутствует серебро (≈9 грамм). К этому хорошо приучать также маленьких детей; существует обычай давать за всех домочадцев. Лучше всего дать на нужды бэйт-кнесета или бэйт-мидраша, так как в наше время именно они являются малым подобием мишкана и Храма. Махацит аШекель за женщин и детей младше 13 разрешено дать из майсера. Если не успел дать вовремя, то можно дать в Пурим, перед чтением Мегилат Эстер.
Мегилат Эстер (* время указано для Днепр-ска).
Обязанность читать мегилат