В свет вышел девятый выпуск «Далет Амот», издания днепропетровского «Колеля ХаБаД Нахлас Леви» – небольшого буклета, в котором раскрываются подробности соблюдения еврейских законов и обычаев.
В девятом выпуске «Далет Амот» разъясняются краткие законы Кидуша.
Ниже мы приводим полный текст основной части девятого выпуска «Далет Амот»:
Кидуш.
Повелевающая заповедь Торы – освятить шаббат словами (в молитве), как сказано: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Мудрецы же постановили, чтобы эти слова были произнесены над стаканом вина. По Торе, также женщины обязаны делать кидуш в шаббат. С того момента, когда наступили сумерки, запрещено что-либо пить или кушать без кидуша.
Если забыли сделать вечерний кидуш, то можно восполнить на следующий день вместе с дневным кидушем, при этом, в начале следует произнести текст дневного кидуша, а затем после благословения на вино вставить отрывок, который в вечернем кидуше находится также после благословения на вино.
Требования, предъявляемые к стакану и вину.
1) объем стакана должен быть минимум ревиит (86 мл.); в случае если нет этого объёма, кидуш не засчитывается, даже постфактум.
2) стакан должен быть целым, т.е. даже не треснувшим;
3) промытым снаружи;
4) протертым внутри;
5) полным;
6) должен быть взят двумя руками;
7) после того, как подняли стакан, следует передать его в правую руку;
8) для кидуша требуется сосуд (в алохическом смысле этого слова). Есть спор, является ли одноразовый стакан сосудом. И для того, кто делает кидуш из одноразового стакана, нет разницы, наливает он в один стакан или составляет два стакана. Ведь при соединении двух «не сосудов», всё равно мы получим «не сосуд». А если этот стакан является сосудом, тогда достаточно и одного. Реб Мойше Файнштейн разрешает использовать одноразовые стаканы только в самых крайних случаях (Игрот Моше, том 3, раздел 39).
Как делается кидуш.
1) стакан нужно поднять на высоту тефах (кулак) над столом, но обычай ХаБаД поднимать 3 тефаха (кулака) над столом;
2) при произнесении благословения нужно смотреть на стакан;
3) обычай, чтобы богобоязненный человек надел шляпу, скрупулезные люди надевают пиджак или сюртук. В Израиле за всем этим нужно следить строже из-за уважения к шхине;
4) вино не должно быть «погум».
Требования, предъявляемые к стакану и вину, относятся ко всем ситуациям, когда делают кидуш, авдалу, зимун, говорят благословения на хупе, обрезании и выкупе первенца.
«Испорченное» вино.
Когда вино становится «погум» — испорченным? По этому поводу существует несколько мнений:
1. «Если от него пили – испортили» (смотри подробнее ШуА 182:4).
2. В Талмуде приводятся слова рав Аши, который говорит, что когда вина становится меньше минимально требуемого количества (Псахим 106:1), тогда становится «погум». РаМБаМ, который обычно не приводит объяснений, добавляет, что «испорченное» вино – это как остатки («Яд аХазака» Шаббат 29:16).
Когда прозвучал кидуш, наилучшим исполнением заповеди для присутствующих, которые слушали кидуш, считается дать попробовать вино из этого стакана. Ведь именно над ним произносили кидуш, поэтому он называется «кос шел браха» (стакан благословения). Поэтому, тот, кто делает кидуш, после произнесения благословения, дает немного от вина всем присутствующим, для которых он делает кидуш.