В рамках проекта «Подготовка к бар/бат мицве в классе», инициированного Шломо Терешкевичем, для шестиклассниц еврейской школы Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» имени Леви-Ицхака Шнеерсона прошел необычный урок, посвященный традициям, связанным с приготовлением и вкушением Субботних хал. Продолжением этого урока еврейских традиций стало закрепление знаний на практике – вместе со своим учителем Мирьям Терешкевич девочки изготовили праздничные халы, которые затем они отнесли домой для совершения шабатней трапезы.
Перед уроком кулинарного мастерства, девочек познакомили с одной из трех заповедей, которые даны исключительно еврейской женщине – «Заповедью отделения халы» или «Гафрашат хала», которая базируется на следующем тексте Торы: «От начатка вашего теста хлебную лепешку возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатка вашего теста давайте Г-споду возношение в поколениях ваших» (Бемидбар, 15:20-21).
В классических комментариях Сончино к этому тексту сказано: «Тора не определила конкретный размер куска теста, который должен быть отделен от всего замеса, и считается, что он может быть сколь угодно малым. Однако впоследствии мудрецы обязали отделять не меньше одной двадцать четвертой части — при выпечке хлеба дома и одной сорок восьмой — при выпечке хлеба в пекарне на продажу. В настоящее время, поскольку большинство еврейского народа живет за пределами Эрец-Исраэль, этот закон не действует, однако мудрецы повелели хранить память о нем и отделять от замеса небольшой кусок теста размером с маслину. Это тесто сжигают, так как требование соблюдения ритуальной чистоты при его отделении не может быть выполнено. Закон Торы предполагает, что кусок теста следует отделять в том случае, если замешивается не менее одного омера муки (около 5 л). Это вытекает из того, что в пустыне каждый человек собирал один омер манна. Отделение части от замеса теста столь же обязательно, как отделение для передачи коhену части от урожая, которое производится сразу же после его сбора». (перевод Фримы Гурфинкель).
«Сефер а-хинух» (мицва 385) так объясняет эту заповедь: «Поскольку жизнь в человеке поддерживает пища, а основной, главной пищей является хлеб, Всевышний, предписав нам действия, связанные с приготовлением хлеба, дал нам тем самым заповедь, которая постоянно выполняется заново. Благодаря отделению халы (так называется отделяемый кусок теста) на нашем хлебе всегда пребывает благословение, а мы приобретаем заслугу выполнения заповеди. Так что наш хлеб становится пищей не только для тела, но и для души».
После теоретической части урока девочки вместе с Мирьям Терешкевич занялись приготовлением Субботнего хлеба – сначала было замешено тесто из кошерных продуктов, которые заранее были приготовлены к уроку. Затем школьницы, по примеру своего учителя, пытались придать раскатанному тесту традиционную форму хал, которые принято изготавливать как «плетенку» или «косичку». Ну, а заключением еврейского кулинарного урока стал коллективный поход его участниц в столовую, работники которой помогли девочкам справиться с последним и очень важным этапом приготовления хал – их выпечкой в духовом шкафу.