Днепропетровским Тевье и Голде в Киеве устроили овацию

Днепропетровским Тевье и Голде в Киеве устроили овацию
Гастроли  Днепропетровского академического русского драматического театра имени Горького в Киеве единодушно и критиками, и публикой были названы «триумфом». Киевлянам посчастливилось увидеть три спектакля: «Афинские вечера» с народной артисткой Украины Людмилой Вершининой, «На всякого мудреца довольно простоты» с  народным артистом Украины Жаном Мельниковым и знаменитую постановку «Мир дому твоему» с участием обоих этих великих актеров.
 
Очень хорошо публика приняла постановки пьес и Петра Гладилина, и Александра Островского, но, разумеется, главные волнения (и главный триумф) были связанны с оригинальным прочтением Шолом-Алейхема, со спектаклем, в котором Жан Мельников, художественный руководитель театра, не только взял на себя и режиссуру, сценографию и исполнение главной роли, но и как говорится, вложил в него свою душу. Важно отметить, что постановка, как и гастроли, стали возможными благодаря днепропетровским меценатам, членам Попечительского Совета еврейской общины Леониду Лившицу, Артуру Золотаревскому и Константину Таратуте.
 
О гастролях театра и его успехе в Киеве подробно рассказала Татьяна Абрамова на страницах газеты «Наше Місто», много статей появилось и в киевской прессе. Одну из них, написанную Галиной Лебединской, мы предлагаем вниманию читателей нашего сайта.
 
 
 

Тевье-молочник вернулся в Киев.

Галина Лебединская
 
Сегодня можно смело сказать и не ошибиться, что люди стали чаще посещать театр. И вот буквально на днях в помещении Театра имени Леси Украинки с успехом прошли очередные театральные гастроли. Три дня практически с аншлагом длились яркие, незабываемые встречи киевской публики с артистами Днепропетровского академического театра Русской драмы имени Максима Горького. Гастроли начались со спектакля по пьесе Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Незабываемый писатель-идишист, классик еврейской литературы Шолом-Алейхем и предположить не мог, что его пьеса будет иметь столь долгую славу, а Тевье захотят сыграть гениальные актеры России и Украины и отнюдь не евреи по национальности — Богдан Ступка, Михаил Ульянов, Евгений Леонов или Лев Дуров. А бродвейский мюзикл «Скрипач на крыше» по знаменитой пьесе будут продолжать ставить и по сей день, то есть более 50 лет, на всех сценах мира.
 
Роль Тевье настолько притягательна, как и сама пьеса, что художественный руководитель Днепропетровского театра Жан Мельников стал режиссером постановки и сыграл в нем главную роль — трогательного, нежного, мужественного и доброго человека Тевье. Жан Мельников не скрывает, что играть в Киеве знаменитую пьесу после того, когда много лет этот спектакль шел в столичном театре имени Ивана Франко с Богданом Ступкой в главной роли, было непросто. Но новая сценическая версия «Мир дому твоему, или возвращение Тевье» произвела сильное впечатление на искушенную киевскую публику. Сравнения с постановкой спектакля на сцене Театра им. Франко перестали быть актуальными, так как новый, яркий, эмоциональный спектакль, сыгранный актерами из Днепропетровска, был очень интересен сам по себе.
 
Стоит отметить, что в прошлом году Днепропетровский театр отметил свой 85-летний юбилей. Театр имени Максима Горького, который открыл свои двери для зрителей в 1927-м году как академический, ориентирован на классический репертуар. В свое время он «вышел» из Московского Малого театра и прибыл в город Днепропетровск (бывший Екатеринослав) с большой частью труппы московских актеров. Может быть, поэтому театру удалось сохранить лучшие традиции русского сценического искусства. Ведь известно, что для Малого театра только великий Александр Островский написал 48 пьес, и одну из них — «На всякого мудреца довольно простоты» актеры с успехом играют и сегодня.
 
Идея вернуть на сцену Тевье пришла худруку театра Жану Мельникову после того, как он решил перечитать произведения Шолом-Алейхема. Известно, что в конце 80-х годов прошлого века на основе писем Тевье Григорий Горин написал пьесу «Поминальная молитва» для московского Ленкома, которую поставил Марк Захаров, а главную роль молочника в неизменном картузе сыграл талантливый актер Евгений Леонов. Но, как утверждает Жан Мельников, их версия «Тевье» — своя, отличная от версии Горина и театра Ленком.
 
Случай, грустная и жестокая действительность сделала простого еврея персонажем, который сумел подняться над своим происхождением, а сам герой восхищает человечностью, грустью и красотой своей души. Именно таким — нежным, сильным и одновременно ироничным, сыграл на киевской сцене Тевье народный артист Украины Жан Александрович Мельников.
 
— Иногда выясняется, что жизнь гораздо лучше видно из окна своего единственного сарая. Именно так видел жизнь сам Тевье из Анатовки, — говорит Жан Александрович.
 
Бедность, жестокость окружающего мира, тяжкий труд от зари до зари, зависть соседей, погромы и при этом – дочки, любимые, хотя и своенравные, которых нужно выдать замуж — все это ежедневные заботы героя Мельникова. Казалось бы, мало радости.
 
— Мне хотелось поставить эту пьесу так, чтобы получился образ гонимого и обижаемого, но не обиженного, а очень сильного и гордого человека. Именно так я играл еврея Тевье, на которого обрушивались удар за ударом, но душа его остается чистой. Мы сознательно уходили от местечковости, не делали упор на атрибутику, и уж тем более не пародировали еврейский акцент, чтобы усилить юмор, как иногда это делают актеры и режиссеры, которые берутся за еврейскую тематику, — говорит художественный руководитель театра.
 
Тевье в исполнении Мельникова подкупает своей исповедальностью, искренностью чувств. Сильной линей в спектакле проходит и дуэт Голды (Людмила Вершинина) и самого Тевье (Жан Мельников). Умирающая Голда, которая уже не может ходить и не может встать с постели, чтобы прийти к старшей дочери Цейтл помочь принять у той первые роды, всей силой материнской любви «помогает» дочке такими словами и материнскими жестами, от которых наворачиваются слезы — настолько блистательно сыграна эта сцена народной актрисой Украины Людмилой Вершининой. Не менее ярко исполняет роль урядника Андрей Дудка, чей персонаж по долгу службы должен притеснять «народец, распявший Христа». Урядник и рад «гнобить по указу, как полагается», но в то же время не может отказаться от головки сыра на халяву и от своей искренней симпатии к жене соседа, еврейке Голде. Дуэт ироничных философов, людей из народа — урядника и молочника — очень выразительный, достоверный и словно срисован из настоящей жизни.
 
Необходимо отметить, что «гонимые люди и власть» — особая тема в спектакле, и отработана она очень точно. Время идет, меняются эпохи, правители, а гонимых и беззащитных людей не становится меньше. Черта оседлости, нищета, неустроенность — основа творческого осмысления еврейского писателя Шолом-Алейхема, который более ста лет назад писал на идиш — языке, забытом и исчезнувшем в Украине после Холокоста. При этом для многих людей, живущих в Украине, еврейская культура — «терра инкогнита», а люди даже не пытаются найти общее между нами всеми, живущими сегодня.
 
Однако сказать лучше, чем Шолом-Алейхем, что такое еврейская и украинская жизнь и их синтез, словами его героя Тевье невозможно: «Пан урядник! А что такого, если в воскресенье я подою корову Степана, а тот в Субботу будет доить мою? Что тут такого? Разница между нашими народами лишь в том, что наши мертвые лежат на разных кладбищах!»
 
— Театр должен давать пищу для ума и души, а «Тевье-молочник» — спектакль, который может стать еще одним ключом, способным открыть двери для понимания нас самих, рассмотреть вблизи наши общие горести и общие надежды, — уверен Жан Мельников.
 
Спектакль поднимает сложнейшие мировоззренческие вопросы, в котором порой из уст простого мужика Тевье слышны настоящие библейские откровения, перемешанные с горькой иронией. В спектакле нет ярко выраженных еврейских обрядов: на скромную свадьбу Цейтл врываются погромщики и уже ночью, после погрома, на сцене вспыхивают огнем яркие подсолнухи. Лаконичная сценография, точные костюмы, изящные и запоминающиеся детали в спектакле снайперски попадают в канву пьесы, центр которой — телега жизни семьи Тевье с ее бесхитростным скарбом. И эта телега катится независимо ни от чего или вопреки всему.
 
Последняя сцена спектакля трагична, трогательна и смешна одновременно. Семью гонят с насиженного места, Тевье хочет рубить кряжистый дуб, стоящий во дворе, при этом благословляет дочку Хаву и ее жениха Федьку. Уже собраны пожитки: дом и корова проданы, а ехать-то некуда и не к кому. В семействе все как обычно перепутали, но они смеются и плачут, а еще — надеются на лучшее. «Да что вы за люди такие, евреи! Никогда покоя от вас не будет!» — в сердцах говорит на прощанье пан урядник, и при этом не скрывает своих слез.
 
Солнце уходит за горизонт. Занавес закрывается, а зал Киевского театра Русской драмы в один миг взрывается нескончаемым громом оваций. Тевье вернулся! С возвращением в родные места, Тевье-Тевель! Мир дому твоему!