Впервые в Киеве проходит масштабное мероприятие, которое получило названии «Дни культуры Израиля в Украине — 2010». В течение трех дней июня под сводами «Мистецького арсенала» была создана «еврейская улица», на которой были представлены многочисленные киевские еврейские организации, израильские фирмы и структуры, различные культурные, образовательные и бизнес проекты, а также многое другое. Организаторы так описывали свое видение этой акции: «В огромном павильоне на территории выставочного комплекса развернута огромная инсталляция в виде улицы израильского города – с магазинами и галереями в окружении скамеек, фонарей и уличной рекламы, кафе и барами с летними верандами, театрами и кинотеатрами, университетским кампусом и центральной площадью с эстрадной сценой для выступления популярных артистов», и можно сказать, что частично это получилось.
Соорганизаторами мероприятия официально выступило множество киевских еврейских организаций, имеющих как местный, так и национальный статус (пожалуй, из известных структур в этом списке отсутствовали только Федерация Еврейских Общин Украины и ВААД), хотя ни для кого не было секретом, что основным организатором был, естественно, киевский Израильский Культурный Центр при Посольстве государства Израиль в Украине.
Программа «Дней Израиля» была заблаговременно размещенная на специальном сайте, вход на мероприятия был свободным, однако под тем, что на второй день в этой программе было объявлено как «перерыв», скрывалась церемония официального открытия, вход на которую был предусмотрен лишь со специальными приглашениями и с особой проверкой службы безопасности, которая, как известно, либерализмом и быстродействием не отличается, так что многим пришлось вспомнить советскую традицию стояния в очереди. Впрочем, на Израиль в этом вопросе обижаться не стоит – зато безопасность была обеспечена надежно и все мероприятие в этом смысле, как говорится, прошло без сучка и задоринки, да и надо признать — активность киевлян была очень высокой, ведь посещение «Дней культуры Израиля» многие рассматривали как символический акт поддержки и проявления солидарности с еврейским государством.
С первых шагов под хмурыми и навевающими, даже в жаркий летний день, промозглость и озноб сводами «Мистецького арсенала» чувствовалась какая-то дисгармония между действительно веселой «израильско-еврейской улочкой» и мрачным и недружелюбным помещением. (Интересно, если бы «Мистецький арсенал» в свое время отдали Пинчуку, он бы смог цивилизовать это пространство и придать ему такой же интуитивно дружелюбный интерфейс, как у нынешнего АртЦентра или этот сумрачный ригоризм не сломить даже ироничным и несерьезным модернистам, неоархаикам и постпримитивистам?).
Возможно, по мысли организаторов, каменные стены и сводчатые потолки должны были напоминать о каменных крытых улицах Старого Города Иерусалима, однако, несмотря на многочисленные израильские указатели и надписи «Яффо», «Тель-Авив», «Цфат» и др., Израиль здесь был, в основном, явлен в визуальных образах, и зачастую преломленных через украинское еврейское восприятие. Картины, книги и даже кофе имели явственный иегупецкий акцент, даже если были созданы или изданы далеко за морем. Стенды израильских косметических компаний, авиаперевозчиков и других, погоды не делали – в основном это была выставка еврейских организаций Киева или израильских организаций, нацеленных на работу с евреями столицы. Может это было потому, что у стендов были наши люди – доброжелательные и улыбчивые, но как-то совсем не заграничные, не чужие. Израильтяне тоже были все больше из наших, так что кое-кто мог бы заключить, что Израиль от нас вообще ничем не отличается, что было бы ошибкой. (Почему организаторы сделали акцент на этом, а не на отличиях, не отделили сабарного от галут